Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Не верьте слухам

Информацию об отъезде Теодора Курентзиса из Перми следует считать преувеличенной… пока что

Поделиться

Ряд пермских изданий опубликовал 7 июня информацию о том, что то ли накануне (6 июня), то ли третьего дня (5 июня) в Пермском театре оперы и балета прошло собрание коллектива, где художественный руководитель Теодор Курентзис призвал музыкантов готовиться к переезду в Москву (другой вариант — в Санкт-Петербург), причём обозначил, что поедет не весь оркестр, а только часть.

Эта информация полностью не соответствует действительности. Проверить её нетрудно, ибо все действия и перемещения Теодра Курентзиса хронометрируются по минутам. 5 июня он вместе с коллективом находился в Санкт-Петербурге, где оркестр дал концерт в рамках культурной программы экономического форума. Дирижёр прилетел в Питер за полтора часа до начала репетиции, во время репетиции у него был один 15-минутный перерыв. Времени на собрание коллектива и громкие заявления не было физически. 6 июня оркестр уже улетел из Санкт-Петербурга в Пермь, а художественный руководитель остался в Питере, поскольку хотел посетить могилу своего учителя Ильи Мусина в годовщину его смерти.

Таким образом, «собрание в Пермском театре оперы и балета» не могло пройти ни 5, ни 6 числа, а художественный руководитель не мог его провести.

Таким образом, некоторые пермские СМИ пошли за самой обыкновенной «уткой». События, о котором они сообщают, на самом деле не было.

Это, впрочем, не значит, что слухи об отъезде Курентзиса из Перми не имеют под собой почвы. Насколько нам известно, сам дирижёр очень хочет остаться здесь и продолжать свой утопический проект по созданию культурного оазиса в российской глубинке, однако реализация этого проекта (зачёркнуто) исполнение этой мечты натыкается на целый ряд препятствий.

Если попытаться обобщить эти препятствия, то приходится признать, что Курентзис и чиновники, которые отвечают за реализацию его планов, просто говорят на разных языках. Дирижёр и его команда справедливо полагают, что Курентзис — главный имиджевый актив Пермского края, на поддержание которого можно было бы и не жалеть средств. Чиновники мыслят категориями охвата публики, эффективности вложений, строгой отчётности и т.п. и не всегда понимают, чем мировая звезда отличается от любого другого руководителя учреждения культуры.

Что это означает на практике? Посмотрим по пунктам.

Оперный театр

  Антон Завьялов

Препятствие номер один — строительство новой сцены Пермского театра оперы и балета. Тема, которая присутствует в информационном поле постоянно, причём началось это задолго до Курентзиса, а с приездом дирижёра в Пермский край процесс интенсифицировался. Тем не менее, до сих пор неясно, где будет строиться новый театр — в пятом квартале или на склоне над Заводом Шпагина, а также неясно, по какому архитектурному эскизу это будет делаться. До недавнего времени казалось, что утверждён проектный эскиз англичанина Дэвида Чипперфильда, который победил на конкурсе в 2010 году и нравился самому Курентзису; но, когда дело дошло до конкурса на создание рабочей проектно-сметной документации, в процесс зашёл одиозный бизнесмен Владимир Кехман с собственным эскизом. Конкурс прошёл, и его ожидаемо выиграло ООО «Группа компаний Строй-Эксперт» (Санкт-Петербург), которое считается аффилированной Кехману структурой.

С формальной, чиновничьей точки зрения, придраться не к чему: выполнены требования 44-го закона, техническое задание конкурса полностью соответствует требованиям худрука театра — размеры сцены, вместимость зала и т.п. Что же касается архитектурного облика, то о нём в техзадании речь не идёт.

Курентзис же хочет иметь дело только с высокой архитектурой. Новый театр должен быть архитектурным шедевром, это один из параметров «пермской утопии» Курентзиса.

Ещё один весьма важный момент: в проекте Чипперфильда принимал участие японский инженер-акустик Ясухиса Тоёта, которого Курентзис считает достойным доверия, а кто будет заниматься акустическими характеристиками зала в проекте ООО «Группа компаний Строй-Эксперт»?

ДК Солдатова

  Ирина Молокотина

Препятствие второе — репетиционные площади. Театр когда ещё построят, а репетировать надо уже сегодня. И даже вчера! На протяжении длительного времени театр арендовал для проведения оркестровых репетиций спортивный зал в ДК им. Ленина в Мотовилихе, но это мало кого устраивало. Наконец, казалось бы, Курентзис и пермские власти договорились о том, что репетиционной базой оркестра MusicAeterna будет ДК им. Солдатова, однако, после того, как во дворце прошёл концерт открытия Дягилевского фестиваля, все вещи оркестрантов, в том числе Курентзиса, оказались вывезены из дворца, как будто никаких дальнейших репетиций в нём не предвидится.

По словам чиновников, опять же придраться не к чему: срок аренды закончился, пожалуйте на выход; но речь-то шла о постоянной базе, а получилось — на время краткосрочной аренды.

Впрочем, сюжет с ДК им. Солдатова ещё только начинается: по информации директора Пермского театра оперы и балета Андрея Борисова, именно во дворце будут проходить репетиции оперы Моцарта «Идоменей» с режиссёром Питером Селларсом. Пока ещё идея Курентзиса о том, чтобы сделать сцену дворца симфонической площадкой на время строительства нового здания театра, далека от воплощения, но процесс идёт.

Препятствие третье — финансирование проектов и работа со спонсорами. Здесь масса взаимных претензий. Например, краевым властям не нравится, что Сбербанк вышел из поддержки Дягилевского фестиваля, предпочитая финансировать гастроли Курентзиса с оркестром.

Ещё один финансовый момент, который вызвал взаимные обиды и претензии — это отказ от постановки оперы Альбана Берга «Лулу», которая должна была открывать Дягилевский фестиваль 2019 года. От «Лулу» отказались, потому что не хватило средств для завершения уже начатой работы над балетом «Шахерезада» и пришлось финансирование, предназначенное «Лулу», перевести на балет. Ситуация возникла потому, что в (обещанной) спонсорской поддержке «Шахерезады» отказала очень крупная компания, базирующаяся в Прикамье. Почему отказала? Источник в театре говорит: им не рекомендовали. Источник в правительстве края: театр не договорился как следует, не зафиксировал договорённости. Кому верить?

Очень много обид и претензий по поводу многочисленных гастролей MusicAeterna. По мнению театра, гастроли по всему миру способствуют известности Перми и Пермского края, укрепляют его имидж и туристическую привлекательность. Этому есть множество подтверждений в зарубежной прессе; помнится, одна англоязычная газета закончила рассказ о концерте MusicAeterna словами: «Следующее место, куда вы должны поехать — это Пермь!» Снят документальный фильм на английском языке, где Пермь предстаёт волшебным заснеженным городом, а оперный театр — оазисом света среди льда и снега. Сказка, да и только! Увидев этот фильм, каждый захочет в Пермь, а фильм бесконечно транслируют по главному музыкальному каналу Европы — Mezzo.

Но почему-то не все это знают и понимают: многие не самые последние люди считают, что Курентзис на гастролях работает лишь на свой имидж, и лучше бы он побольше выступал в Перми.

Ну, насчёт последнего вряд ли кто-то будет возражать! Но, к сожалению, мировая звезда живёт в мире, его ценность от успехов за пределами Пермского края лишь возрастает, так что привязать Курентзиса к одной географической точке вряд ли возможно и вряд ли целесообразно. При этом Пермь по-прежнему является городом, где дирижёр и его оркестр выступают в разы чаще, чем в любом другом.

Все эти и множество других разногласий накапливаются, и некоторые люди из команды Курентзиса считают, что было бы разумно сменить парадигму — отказаться от взаимодействия с государственными учреждениями и создать частный фонд, в который войдут крупные бизнес-структуры. Согласие от некоторых таких структур якобы уже есть. Фонд обеспечит дирижёру с оркестром репетиционную базу в одной из российских столиц, откуда MusicAeterna будет выезжать с концертами, а Курентзис — на создание новых постановок и других проектов.

Предложение, по нашей информации, есть. Примет ли его дирижёр? Вот вопрос.

Пока что Курентзис готовится ехать в Зальцбург с совместной постановкой Пермского театра оперы и балета и Зальцбургского фестиваля, планирует следующую оперную премьеру и следующий Дягилевский фестиваль. Он вернётся в Пермь 8 июня, и здесь у него начнутся репетиции оперы Моцарта «Идоменей» для Зальцбургского фестиваля вместе с режиссёром Питером Селларсом, который тоже прилетит для этого в Пермь.

Как сообщил директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов, на ближайшие дни намечено большое совещание, на котором будет обсуждаться следующий театральный сезон, в том числе новая оперная постановка, а также подготовка к празднованию 150-летия театра, которое состоится в 2021 году. Так что, по мнению Борисова, по крайней мере, до 2021 года Курентзис намерен в Перми задержаться.

Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский был краток: он сообщил, что у него нет заявления Теодора Курентзиса об увольнении.

Понятно, что все недоговаривают. Да ладно бы недоговаривали в общении с прессой; хуже то, что в общении друг с другом театр и краевое правительство держат фиги в карманах.

Одни считают, что Теодор — марионетка в руках жадных дельцов-прихлебателей, которые мечтают его утащить из Перми, чтобы, лишившись поддержки госструктур, дирижёр оказался полностью зависим от личного менеджмента. Другие уверены, что Теодор настолько велик, что имеет право делать вообще что угодно, ни перед кем не отчитываясь и даже не ставя учредителя в известность о своих действиях.

Так случилось с Дягилевским фестивалем в Париже, который команда Курентзиса намерена провести в театре Шатле в 2021 году: известие об этом, прозвучавшее на пресс-конференции по поводу открытия одноимённого фестиваля в Перми в мае 2019 года, возмутило учредителей театра, потому что пермский бренд тиражируется вовне без всяких консультаций с краевыми властями. В окружении же Курентзиса искренне не понимают, почему нужны такие консультации: Дягилев же принадлежит всему миру! У Перми нет на него патента!

Взаимное недопонимание дополняется взаимным недоверием и образуется замкнутый круг: стороны не говорят друг с другом откровенно, потому что не доверяют друг другу, и не понимают друг друга, потому что не говорят откровенно.

Возможно, ситуацию прояснит встреча Курентзиса с губернатором, которая должна состояться не позднее конца июня.

курентзис-решетников

  Константин Долгановский

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться