Вероника Даль


Кто куда, а мы к Маяковскому

Поделиться

На выставке «Реклам-конструктор» в Центральном выставочном зале случилось аж два события за неделю: совместный со Сбербанком спецпроект «Кто куда, а я в сберкассу» и вечеринка «Маяковский в моде»

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

Беспокойный дух великих конструктивистов Владимира Маяковского и Александра Родченко просит жизни и действия, требует двигать «Искусство в массы», и организаторы выставки — двигают. В Ночь искусств Центральный выставочный зал предложил богатую программу, в которой было открытие экспозиции рекламного плаката из музея Сбербанка, чтение стихов Маяковского вслух, презентация спектакля «Портрет, которого не было» о визите Маяковского в Пермь; а через три дня публику пригласили на вечеринку «Маяковский в моде», где лекцию на заданную тему читал приглашённый стилист, а представители компании Миссони с гордостью обозначили близость эстетики фирмы русскому конструктивизму, а именно текстильному орнаменту Любови Поповой и Варвары Степановой

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

«Кто куда, а я в сберкассу» — лишь один из множества рекламных лозунгов, придуманных Маяковским и проиллюстрированных Родченко. Плакат этот был нарисован в 1923 году, с него и началась коллекция плакатов Сбербанка, часть которой привезли в Пермь. Рекламные постеры советской эпохи — 1920-60-х годов — дают живейшее представление о том, как складывались у советского человека отношения с деньгами, культа которых в СССР, мягко говоря, не было. Но деньги-то были, и плакаты 1920-х призывают нового советского человека не хранить их в кубышке и ни в коем случае не пропивать, а нести в сберкассу, дабы поучаствовать в строительстве «социалистической промышленности и сельского хозяйства». Плакаты 1940-х убеждают: «Подпиской на третий военный заём ускорим фашистских разгром», «Победителей встретить скорее поможет четвёртая лотерея». С 1960-х начинается собственно реклама: «В сберкассе деньги накопили, велосипеды мы купили». Тихие радости советского мещанства на плакатах выглядят наивно и обаятельно.

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

Но публика в Ночь искусств пришла в ЦВЗ не только плакатами любоваться. Народу, кстати, набилось чрезвычайно много — так много, что рухнул гардероб. Ну, почти… Народ хотел слушать и читать Маяковского. И читал — под живую музыку тапёра, в стиле немого кино. Сначала читали пермские поэты и студенты института культуры, а потом объявили свободный микрофон, и стихи декламировали все желающие. Под занавес парень с одного из пермских заводов — практически, герой Маяковского — славно прочёл стихи революционного поэта, но завершить всё почему-то решил Асадовым. Люди хотят разной поэзии. Всякой.

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

В самом конце вечера театр #открытыйкод презентовал эскиз документального спектакля о визите Маяковского в Пермь — историю-детектив «Портрет, которого не было». Премьера состоится 22 ноября.

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

Не успел дух Асадова покинуть стены ЦВЗ, а публику уже пригласили на Fashion Party «Маяковский в моде», посвященную истории текстильного дизайна: от конструктивных орнаментов ХХ века до геометрии в философии бренда Missoni. Любопытно, что советские конструктивисты, создавая свою «прозодежду» и новую систему советского орнамента, ткани с которым на выставке представлены, вовсе не хотели «делать моду» — напротив, они собирались покончить с модой как буржуазным пережитком и бессмысленным расточительством; мечтали об одежде, в которой строитель нового мира не будет отвлекаться на суетное, ибо занят делом, и вообще — не до того... Но моде их революционные мотивы пришлись по нраву, и, вместо того, чтобы самоуничтожиться под давлением бесспорной целесообразности производственного платья, она до сих пор использует стилистику русского конструктивизма как самую эффектную и вечно авангардную. В лекции стилиста Татьяны Жильцовой было показано, как мода сегодня тешится русским авангардом, да никак не натешится.

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

Тут же представил самые «конструктивистские» модели своей коллекции Missoni Home, а представитель бренда рассказал, как эстетика дома связана с русским авангардом. Оказалось, связана: именно у Любови Поповой и Варвары Степановой создатели итальянской модной марки унаследовали любовь к простому геометрическому орнаменту, для создания которого вполне достаточно линейки и циркуля.

Выставка Маяковский

  Дмитрий Смирнов

В конце вечера публика играла и выигрывала — билеты на премьеру спектакля, духи от Missoni и прочее. В общем, получилась вполне буржуазная вечеринка, но ведь и Лиля Брик прозодежде предпочитала парижские платья, а трактору — новенький Рено от Володеньки...

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться