Евгений Сапиро

Евгений Сапиро

профессор, в 1990-е годы зампредседателя Пермского облисполкома, инициатор создания Пермской товарной биржи

Съедобное или муляж?

Каждый вид документа имеет свой характер. Любой бухгалтерский документ, несмотря на его скромный вид, предполагает почтенное к себе отношение.

Поделиться

На его основании могут и денежку заплатить, и срок дать. Документ стратегического планирования, как правило, вальяжный, объёмный, с цветными картинками. Но далеко не каждая Стратегия является востребованной, постоянно находящейся под рукой, захватанной, с рабочими пометками. Если в ней мало конкретной директивности, то после принятия она сразу же отправляется на полку, где выполняет одну функцию — муляжа.

Почти на всех ступеньках карьеры, в разных ипостасях — заказчика, исполнителя, рецензента — довелось мне иметь дело со стратегиями развития. Машиностроительных предприятий и нефтегазовых компаний, университетской кафедры и перестроечной Пермской области, федеральной геологической и водной отраслей... Старая любовь не ржавеет. И сегодня, уже в порядке любознательности, пытаюсь уяснить: по какой тропе добрые люди под руки ведут к светлому будущему мою малую Родину?

Если подходить формально, то исчерпывающий ответ на этот вопрос можно получить из официального документа, разработанного и принятого этими людьми, — Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2026 года. 1 декабря 2011 года Стратегия была утверждена краевым Законодательным собранием. В этот день статус полуфабриката под названием «проект» она сменила на «съедобное блюдо».

Документ получился солидным: с цифрами, таблицами, графиками. И всё же когда я его штудировал, частенько возникало чувство неудовлетворения. Месяца три ушло, чтобы это чувство конкретизировать, сформулировать. Ещё месяц — на то чтобы решить, стоит ли махать кулаками после драки? Да ещё на губернаторском уровне, к которому относится этот документ. Сковывало и правило, которого всегда придерживаюсь: похвалить кого-то или что-то можно расплывчато, общими словами. А советовать и уж тем более критиковать — только конкретно и конструктивно.

Когда всё же было принято решение «махать», вместе с последними апрельскими подснежниками в Пермском крае появился новый губернатор. Отвлекать его в период акклиматизации было бы неправильно. И лишь сейчас, когда Виктор Басаргин прочесал край вдоль и поперёк, когда у него «устаканились» основные организационные и структурные проблемы и появились надёжные председатель правительства и руководитель администрации, возвращение к этой теме не будет нарушением профессиональной этики.

Если не мелочиться, то неудовлетворённость Стратегией сводится к двум позициям.

Первое. Рискуя заслужить репутацию жмота, признаюсь, что являюсь фанатом баланса доходов и расходов. И «на службе», и в частной жизни прежде чем направиться к кассе, внимательно смотрю на бирку с ценой: по карману ли? Если речь идёт о солидной сумме, то задолго до приобретения желаемого определяю, из какого источника «набежит» необходимая сумма — премии, гонорара, консультации?

В1990-х годах депутат Борис Гельфенбуйм предложил предусмотреть в областном бюджете финансирование какого-то полезного социального проекта, взяв под него кредит. Я «стоял насмерть», чтобы этого не допустить. Ибо за счёт чего можно гарантированно этот кредит погасить, никто сказать не мог.

Когда читаешь Стратегию, возникает впечатление, что уже завтра под Краснокамском вновь забьют нефтяные фонтаны, в Горнозаводском районе обнаружатся алмазные россыпи и золотые самородки, а корпорация Apple встанет на налоговый учёт в Куеде.

Если все эти чудеса произойдут, то налоговые поступления, бесспорно, позволят удовлетворить неслабый аппетит расходной части ключевых проектных блоков и проектов Пермского края, представленных в Стратегии. А если чудеса обойдут Прикамье стороной?

Принятый документ предусматривает, что за 13 лет его действия налоговые поступления в краевой бюджет увеличатся всего-то на 17%. Прирост объёма федеральных финансовых средств, привлекаемых правительством Пермского края в 2011-м к 2010 году, планировался 0,8%. О дальнейших перспективах получения федеральных средств разработчики скромно умолчали. Так же как и о предполагаемом росте объёма расходов. А увеличиться в предстоящие 13 лет они должны «в разы». В чём легко убедиться, взглянув даже на неполный перечень инвестиционных объектов Стратегии:

— строительство: железнодорожная магистраль «Белкомур» (начало строительства), новая сцена театра оперы и балета, новое здание картинной галереи, зоопарк, аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал, здание администрации края, университетский городок, библиотека, учебное здание сельскохозяйственной академии, музей «Культура один — Культура два», футбольный стадион, следственный изолятор...

— реконструкция: эспланада, стадион «Орлёнок», Музей PERMM, здание вокзала Пермь I, здание консерватории.

Выглядит этот перечень, конечно, внушительно, красиво, но сразу вспоминается вопрос из песни Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?»

Второе. В принципе, кратное увеличение доходной базы возможно и без сказочных сюжетов о свалившихся с неба месторождениях и выживших из ума зарубежных инвесторах. Например, созданный за последние годы в Калужской области автомобилестроительный кластер уже решает подобную задачу. Более того, в пермской краевой Стратегии перечислены возможные формы поддержки отраслей экономики:

— «традиционные» (лоббирование госзаказа и заказа естественных монополий, привлечение мировых лидеров, контролирующих рынки, обеспечение доступности финансового ресурса для бизнеса, создание конкурентной среды);

— «модернизационные» (создание предложений на рынке услуг, условий для развития малого и среднего бизнеса, инновационной экономики, генерация бизнеса).

Все эти формы поддержки потенциальных налогоплательщиков действительно обладают потенциалом эффективности, но в Стратегии они представлены «недоукомплектованными».

Когда мне приходилось выступать в качестве заказчика подобных документов, то разговор с исполнителем начинал примерно так: «Что делать — это я на 95% знаю и без вас. Но если вы способны подсказать мне ещё «где» и «как», тогда работаем. Если нет — с прощальным приветом!»

Эти «где» и «как» применительно к развитию Пермского края предполагают очень многое и конкретное:

1. Тщательный ретроспективный анализ практики краевого льготирования налога на прибыль. На нём должны базироваться предложения по сохранению преференций в существующем виде, по изменению их условий или по полной отмене.

2. Рекомендации по целевому «заманиванию» на территорию края персонифицированных конкурентов в монополизированные сектора экономики.

3. Алгоритмы и «ноу-хау» лоббирования на федеральном уровне оборонных заказов «Мотовилихи», моторостроительного комплекса, «Протона», реконструкции Чусовского металлургического завода, заказов «Газпрома», интересов «Новомета», губахинских и березниковских химиков.

4. Недопущение повтора социальной и имиджевой потери — прекращения партнёрства с Lufthansa, разработка комплекса мероприятий по восстановлению сотрудничества или по привлечению равновесомого партнёра.

5. Федеральное лоббирование и региональная поддержка инновационных межведомственных проектов типа классический университет — «Прогноз», технический университет — «Авиадвигатель».

6. Обоснование передислокации или размещения новых социальных учреждений с целевой задачей создания новых рабочих мест в проблемных моногородах и посёлках.

И многое другое. Предельно конкретное и экономически обоснованное.

Всё это должно сопровождаться регулярной требовательной актуализацией «расходной» и «доходной» частей Стратегии. С её помощью в любой момент можно получать чёткое представление о ресурсных возможностях развития края, зачищать серьёзный документ как от благородных, так и от вредно-показушных фантазий.

Сегодня, на мой взгяд, Стратегия — это тарелка с бутафорской солянкой, которая красуется в витрине ресторана. И все же по её рецептуре можно и нужно приготовить не просто съедобное, но вкусное и полезное блюдо.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться