Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Не взлетим — так поплаваем

«Левша» в трактовке Пермского театра кукол стал поэмой о русской душе

Поделиться

Первая премьера сезона в Пермском театре кукол промаркирована на «12+», и ходят на спектакль в основном школьники средних классов, но, как показывает практика, они считывают далеко не всё, что заключено в этой постановке.

левша

  Константин Долгановский

Режиссёр из Мариинска Пётр Зубарев, оттолкнувшись от классической повести Николая Лескова, сочинил историю о том, насколько разные, пользуясь современной лексикой, менталитеты у русских и европейцев. Всё разное: люди, технологии, подходы к реальности и даже музыка. Музыка — наверное, самое красноречивое свидетельство этой разницы. Когда речь идёт о России, за сценой звучит песня Сергея Старостина «Глубоко», полная народной задумчивости, вековой скорби и какого-то особого, щемящего принятия всех тяжестей жизни и неминуемости смерти. Это о нём, о Левше. По мнению Петра Зубарева, не так важно, что он талантлив, — англичане тоже талантливы в том, что касается техники, а важно то, что он бескорыстен, его талант не имеет практического выхода, он жизнь проживёт в нищете и умрёт безвестным.

Когда же речь идёт о морском путешествии в Англию, музыка совсем другая: замечательная жига «Что нам делать с пьяным матросом?» создаёт ритм для настоящей морской качки, которую мастерски изображают на сцене артисты с бутафорскими кораблями в руках. В этот момент хочется петь и приплясывать вместе с ними, а посыл читается совершенно чётко: англичане хоть и не дураки выпить, но рациональные, продуманные и ритмичные.

левша

  Константин Долгановский

Русские созданы для полёта, пусть он даже закончится падением; англичане же — для плаванья, и непременно — к определённой цели. Эту идею, кроме прочего, иллюстрирует образ Никитки-летуна, волюнтаристски введённый режиссёром в повествование: этот легендарный персонаж, первый русский «лётчик», сиганувший с колокольни на самодельных крыльях, — идейный двойник бескорыстного Левши, который создаёт технические шедевры не для обогащения и даже не для технического прогресса, а ради полёта — полёта мысли и фантазии. После неизбежного падения Никитка, уже в образе ангела с настоящими крылышками, встречает на том свете Левшу. Смерть — совсем не повод прекращать полёт.

левша

  Константин Долгановский

Художник-постановщик Елена Наполова из Кемерово создала феерическое разнообразие техник: тут и куклы разных конструкций и размеров, и маски, и всевозможная сценическая машинерия, которая иллюстрирует английскую технологичность, — автомат по изготовлению сосисок, автомат-парикмахерская... В этих «предлагаемых обстоятельствах» органично и азартно существуют актёры. Мужская труппа театра продемонстрировала прекрасную профессиональную форму: каждый из актёров играет по нескольку ролей, иногда — одновременно.

Спектакль остроумно назван «Левша. Секретные материалы тульских мастеров», и в нём проскальзывают пародийные нотки по поводу конспирологических и шпионских сюжетов. Это, безусловно, очень неординарное произведение. Но... аудитория, которой он адресован, не слишком-то это ценит. Школьники воспринимают «Левшу» с трудом, даром что спектакль недлинный, меньше часа. Дело, думается, не в сложности материала и непривычности языка, а в технологических просчётах. Прежде всего, текст очень плохо слышно. Актёры говорят без звукоусилительной аппаратуры и не форсируют голоса. Разобрать, что за слова произносятся на сцене, удаётся далеко не всегда.

левша

  Константин Долгановский

Кроме того, «Левша» — не из тех спектаклей, которые доставляют немедленное, сиюминутное удовольствие. У него долгое послевкусие — его надо вспоминать, переживать, обдумывать. И это тоже не тот вариант, который устроит аудиторию «12+». Зато для ценителей неординарного, авторского театра эта постановка — редкий экзотический праздник.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться