Евгения Пастухова

выпускающий редактор

Наталья Тимофеева

журналист

Денег нет, но вы развивайтесь

Краевые власти посетовали на сокращение прав регионов со стороны Федерации

Поделиться

Анализ динамики доходов федерального и краевого бюджетов с 2012 года показывает, что собственные доходы региона за это время выросли лишь на 25%, в то время как уровень инфляции составил 44,5%. При этом доходы Федерации от предприятий Пермского края увеличились на 67%. Новые законодательные инициативы, принятые Госдумой на осенней сессии, спровоцируют «выпадение» ещё на 12,8 млрд руб. Минфин, по словам первого вице-премьера краевого правительства Ольги Антипиной, обещает регионам компенсации, но конкретики пока нет. К тому же Москва не определилась с финансированием новых национальных проектов. Поэтому при формировании бюджета на 2019—2021 годы власти действовали «исходя из собственного понимания» поставленных президентом задач и при этом сохранили бюджет развития на уровне 2018 года (по сравнению с 2016-м он вырос в два раза) без ущерба для финансирования социальных обязательств.

В ходе публичных слушаний первый вице-премьер краевого правительства Ольга Антипина, по её собственному признанию, «позволила себе немного критики в адрес Федерации». Она отметила, что на протяжении многих лет в результате изменений бюджетного законодательства,

с одной стороны, неуклонно снижались нормативы отчислений в региональные бюджеты, с другой — увеличивались расходные обязательства. «Потери несли не только высокообеспеченные налоговыми доходами субъекты, но и дотационные регионы», — заявила Антипина. По её словам, после кризиса 2013—2014 годов предприятия, безусловно, нуждались в поддержке, но поддержка эта была оказана за счёт регионального уровня.

В этом году бюджет дался «особенно непросто», поскольку «степень неопределённости базовых вводных» превосходит все предыдущие годы, заключила Ольга Антипина.

Во-первых, с 2019 года стартует реализация нового указа президента от 07.05.2018 №204 «О нацио-
нальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нём речь идёт о 12 национальных проектах, в рамках которых сегодня разрабатывается порядка 70 федеральных законов. Формирование нацпроектов должно быть закончено к 1 октября, но региональные составляющие до сих пор не готовы, заявила Антипина. «По большинству нацпроектов сегодня не определено ни финансирование, которое будет предоставлено региональным бюджетам, ни даже доля софинансирования со стороны федерального бюджета, — отметила вице-премьер. — Формируя расходы на реализацию нацпроектов, мы руководствовались скорее своим пониманием задач и темпов реализации, чем актами и инструкциями федерального уровня».

Во-вторых, в момент подготовки бюджета не был определён размер дотаций на выравнивание, поэтому в доходах учтены данные за текущий год.

Наконец, Госдума приняла пакет новых законопроектов, которые также негативно скажутся на доходной базе региона. Среди них — закон о выведении движимого имущества юрлиц из-под налогообложения, увеличение ставки НДС. «Механизмы компенсации выпадающих доходов по движимому имуществу (порядка 4,5 млрд руб. в год — это уже отметит в своём докладе министр финансов Елена Чугарина — ред.) Минфин обещает, но пока до конца ясности нет», — говорит Ольга Антипина. Потери краевого бюджета от всех новых законов оцениваются в 12,8 млрд руб. Это на 3,5 млрд руб. больше, чем в 2018 году. Дотации на выравнивание при этом не только не растут, но и сокращаются.

В этих условиях регион вынужден принимать непопулярные решения, направленные на повышение доходов. Так, отмена льготы по налогу на прибыль позволит дополнительно привлечь 2,5 млрд руб. в 2019 году, а изменения ставок транспортного налога увеличат доходы местных бюджетов на 400 млн руб. В этом месте Антипина поблагодарила депутатов Законодательного собрания за поддержку.

При этом краевые власти увеличивают в два раза по сравнению с 2016 годом так называемый «бюджет развития» (в 2019 году он составит 25 млрд руб.), а также исполняют все социальные обязательства (доля социальных расходов также вырастет в 2019 году и составит 70% всего бюджета).

Также правительство не только не залезает в дополнительные долги, но и обещает к 2021 году выйти на профицит.

Планируемый объём долга на 1 января 2020 года составит 29,1 млрд руб., или 25,7% от собственных доходов бюджета, на 1 января 2021 года — 38,0 млрд руб. (31,9%), на 1 января 2022 года — 45,1 млрд руб. (35,8%). В то же время реальный объём долга за 2019 и 2020 годы, по прогнозам, не превысит 23% от собственных доходов бюджета, а за 2021 год уменьшится до 19%, его размер будет ниже уровня 2016 года (23,5%). Напомним, Пермский край по уровню госдолга занимает второе место в Приволжском федеральном округе и 16-е место в России. По итогам первого полугодия 2018 года госдолг региона составляет 13,5% относительно собственных доходов края, или 13,9 млрд руб. Этот показатель ниже среднероссийского на 40,5 прогнозных пунктов, среднего уровня в Приволжском федеральном округе — на 54,4 п. п. Стоимость кредитных ресурсов, привлечённых Пермским краем, в первом полугодии 2018 года — 0,61 коп. на 1 руб. государственного долга, в то время как максимальный показатель по ПФО — 3,2 коп., средний показатель — 1,9 коп.

Возникновение дефицита является результатом бюджетной политики Федерации, а не региона, поддержал чиновниц на публичных слушаниях к. э. н., доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела ПГНИУ Алексей Мельников.

«При сопоставлении дефицита бюджета с макроэкономическими условиями можно установить следующее: при умеренном росте валового регионального продукта, который обеспечивается в том числе инвестиционной активностью бюджета, сохраняется устойчивая тенденция непревышения 0,6% размера дефицита от ВРП, что является положительной тенденцией», — заключил Мельников.

Он отметил, что регион максимально использует кредиты федерального казначейства под 0,1% годовых, «что говорит об умении работать с кассовыми разрывами в краткосрочной перспективе». Также власти по минимуму используют привлечённые кредитные ресурсы коммерческих банков. В связи с этим ожидаемый госдолг значительно ниже планового, заключил эксперт.

Сейчас возможности увеличения доходной части регионального бюджета почти исчерпаны, отмечает председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Елена Зырянова. «У нас есть определённые полномочия по льготированию, но Федерация дала нам понять, что если мы даём льготы, то не нуждаемся в межбюджетных трансфертах, — говорит депутат. — Поэтому нам пришлось отменить льготы по налогу на прибыль. А налог на прибыль — это основной источник доходов краевого бюджета — 44%. Ещё 30% доходов краевого бюджета — это НДФЛ, который сейчас растёт за счёт майских указов президента».

Елена Зырянова согласна с тем, что Федерация «немного недорабатывает», принимая решения о субсидиях регионам в последнюю очередь. По её словам, при рассмотрении бюджета в первом чтении Пермский край пока не понимает, «когда и сколько он получит с федерального уровня».

Со своей стороны, регион открыто работает с муниципалитетами: «Они все наши правила понимают, а все законы сформированы до внесения проекта бюджета». Правила расчёта трансфертов едины для всех, в основе — численность населения той или иной территории. «Многие территории живут в основном за счёт этих перечислений, — говорит Елена Зырянова. — В некоторых муниципальных образованиях поселенческого уровня дотации достигают 90—95% их бюджета».

Межбюджетные трансферты на муниципальный уровень сейчас составляют порядка 15% расходной части бюджета, это около 17 млрд руб. «Понятно, что вводятся определённые стимулирующие условия для муниципалитетов (для того чтобы получить дотацию, району или городу необходимо увеличивать собственную доходную часть — ред.), но для нас важно, что значимые проекты, которые были начаты в прошлые годы, сохраняются на ближайшую перспективу, — отмечает Зырянова. — Пермь в рамках межбюджетных трансфертов получает серьёзные средства из вышестоящих бюджетов, и это позволяет нам сохранять бездефицитность городского бюджета, а значит, продолжать реализацию значимых инициатив».

Отметим, что рассмотрение проекта бюджета на 2019—2021 годы станет главным вопросом повестки предстоящего пленарного заседания Законодательного собрания. Также с бюджетным посланием к парламенту 18 октября обратится губернатор Пермского края Максим Решетников.

Поделиться