Алёна Морозова


Как не проспать точки роста

На IX форуме «Дни пермского бизнеса» обсудили лучшие практики совершенствования инвестклимата

Поделиться

Основой ежегодного мероприятия, направленного на стимулирование предпринимательской активности в регионе, стала тема «Малый бизнес, меняющий город». В современных условиях, когда инновации проникают во все сферы малого и среднего бизнеса, деятельность предпринимателей существенно поменяла содержание, приобретая новые смыслы. В результате растёт привлекательность городской среды, формируется интеллектуальный потенциал территории. По мнению экспертов, власти и бизнесу нужно научиться слышать друг друга, превращая концептуальные запросы от жителей в эффективные решения. Такое взаимопонимание позволит Перми потягаться в конкуренции за людей не только с Екатеринбургом, но и с Москвой и даже Лондоном.

форум

  Константин Долгановский

«Точка сборки»

Пленарное заседание на тему «Малый бизнес в проектах по преобразованию территорий и городских пространств» прошло при переполненном зале. Там обсуждалась известная дилемма: малый бизнес — это «головная боль» власти или точка роста?

Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова подчеркнула, что, когда речь идёт о бизнесе, меняющем город, подразумевается, что он привносит в городскую среду некое новое содержание — выступает драйвером повышения качества самого населения и производителем услуг, влияющих на качество жизни людей.

В последнее время малый бизнес, по мнению топ-менеджера, очень серьёзно «ушёл в содержание». Пример тому — ярмарочная экспозиция форума. Свои стенды представило большое количество предприятий, оказывающих образовательные услуги нового формата. Сектор информационных технологий, который проходит своё становление преимущественно в малом бизнесе и занимается технологическими инновациями, также продемонстрировал заинтересованность в этой площадке. На стенде лёгкой промышленности были представлены фирмы, торгующие своими изделиями по всей России.

форум

  Константин Долгановский

«При сегодняшней скорости изменений научные достижения уже через пять-шесть лет становятся востребованными у 40% потребителей услуг. В этой ситуации у крупных централизованных холдингов возникают проблемы с внедрением инноваций, поскольку такие структуры очень сложно и долго принимают решения, иной раз годами. Кроме того, в регионе много корпораций, где уровень принятия решений находится за пределами края. Сейчас выигрывает тот крупный бизнес, который научился «пылесосить» малые предприятия, создающие инновации», — пояснила особенности момента Елена Гилязова. Поэтому, по её словам, создание коммуникационных площадок, формирующих ту среду, в которой «варится» содержание, становится важным условием сотрудничества власти и бизнеса.

Понятна причина, по которой власть воспринимает малый бизнес как «головную боль». «Малый бизнес — это «молекулы», которые сложно выстроить таким образом, чтобы они побежали в нужном направлении. Но именно малый бизнес является драйвером изменений, полноценным участником выстраивания стратегии, а не только объектом управления, регулирования. Если подходить к малому бизнесу только с позиции усиления контроля, можно проспать точки роста», — предупреждает эксперт.

Почему мы говорим, что нужно поменять систему управления изменениями городской среды? Этот риторический вопрос задал аудитории пермский предприниматель Олег Ощепков и сам же на него ответил: «Потому, что в сегодняшней реальности именно города конкурируют друг с другом за людей». Докладчик констатировал, что рост городского населения — это мировой тренд, который идёт по нарастающей. Эта тенденция представляет собой вызов и для муниципалитетов, и для жителей мегаполисов.

форум

  Константин Долгановский

Очень важно, какие именно люди будут приезжать в город и приедут ли они вообще. Это зависит от того, насколько городская территория привлекательна для жизни человека и состоятельна экономически. Тем более что в глобальной экономике Пермь конкурирует даже не столько с Екатеринбургом или Ижевском, сколько с Москвой, Санкт-Петербургом, Мюнхеном, Лондоном и другими городами, где уже осело достаточное количество соотечественников.

Пермь, по мнению эксперта, в существующей системе управления изменениями скорее несёт потери, нежели приобретает.

В привлекательных для жизни городах муниципалитет стал агрегатором смыслов, квалифицированным заказчиком и активным проводником улучшения городского пространства. Он ежедневно анализирует запросы ключевых аудиторий, превращает их в проекты и становится соучастником их исполнения. При этом малый бизнес играет важную роль в этой большой экосистеме.

Олег Ощепков сделал конкретное предложение краевым и городским властям — создать площадку, с помощью которой можно было бы объединить усилия муниципалитета, бизнеса и горожан, используя опыт продвинутых территорий.

«Я убеждён, что краю нужен прорыв. Сегодня у нас нет площадки, которая бы позволила жителям Перми, муниципалитету и различным проектным сообществам учиться работать друг с другом, исследовать запросы ключевых аудиторий, систематически спрашивать горожан о том, что они хотят сделать для того, чтобы создать комфортную городскую среду. Мы катастрофически мало это делаем. Надо учиться слышать друг друга, превращать концептуальные запросы в эффективные решения. Городу надо стать квалифицированным заказчиком, а бизнесу — стать социально ответственным», — сформулировал цель своей идеи докладчик.

У проекта есть неофициальное название «Центр городского развития: «точка сборки». Принять в нём участие предлагается городским сообществам и активистам, местным жителям, некоммерческим структурам, экспертам, культурным институциям, бизнесу, органам местного самоуправления. Ключевая задача проекта — создать систему ресурсообмена. Алгоритм для муниципалитета: исследование, проектирование, запуск, оценка. Ядро этой платформы — проектный инкубатор, конкурсы социальных проектов, различные гранты и образовательные программы.

Совет — место для дискуссий

Одним из центральных событий стало открытое заседание Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае. Оно началось с вступительного слова главы региона, который отметил, что в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Пермский край поднялся на несколько пунктов и занял 47-е место. По словам Максима Решетникова, положительная динамика — это хорошо, но такая позиция абсолютно не соответствует экономическому потенциалу, который имеет Прикамье.

Край, по словам губернатора, имеет нереализованный потенциал подключения к инженерным сетям. Второе проигрышное пока направление — развитие инфраструктуры. Другие территории значительно раньше и быстрее развернули у себя сети технопарков, бизнес-инкубаторов, особых пространств, где предпринимателям оказывается поддержка. Это то, что пока в крае должным образом не представлено. Третий момент — очень высокая оценка административного давления, на которое продолжают сетовать предприниматели. Эти три направления глава региона предложил взять на особый контроль.

Участники дискуссии высказывались не только относительно повестки дня. Так, предприниматель Эдуард Соснин решил обратиться к присутствующим не с вопросом, а, по его выражению, с «криком души».

Эдуард Соснин, директор ООО «Меркурий» (Лысьва):

— У нас слово «дай» зачастую превалирует над всеми остальными. Мне кажется, в нашей деятельности нужно двигаться в противоположном направлении, говоря «возьмите». Муниципалитеты, краевая власть заинтересованы в рабочих местах. На своём опыте подтверждаю: муниципальные власти помогают обеспечивать предприятия заказами, принимать участие в выставках и бизнес-форумах. Многие говорят о недостатке информированности бизнеса. Но миллион листовок разбросай, никто не будет их читать, это бесполезно. В социальном, карьерном лифте человек сам должен нажать кнопку, выбирая, ехать ему вверх или вниз. Надо самим строить свой бизнес, свою карьеру. Иной раз власти просто лучше бы не мешали.

Итоги работы открытого заседания совета подвёл глава региона.

Максим Решетников, губернатор Пермского края:

— Вместе с Пермской ТПП органы власти, ресурсоснабжающие организации, предприниматели создали площадку, которая вырабатывает решения. Часть из них уже реализована, в том числе в виде законов. Но остаётся большой потенциал. Жизнь идёт вперёд, надо облегчать все бюрократические процедуры, сокращать, отменять количество регистрационных документов. Это первое направление.

Второе направление — работа институтов развития. Создание особых технопарков, бизнес-инкубаторов, коворкингов, то есть всего того, что нужно для растущих компаний, которые запускают новые проекты в сложных сферах, включающих инновационное производство, машиностроение, цифровое направление. Конечно, есть вопросы, связанные с деятельностью в традиционных отраслях, где тоже ожидаются изменения. Предприниматели справедливо говорят: мы готовы играть по новым правилам, но чётко их объявите и дайте время для того, чтобы мы к этому приспособились.

Совет по предпринимательству — площадка, которая будет вырабатывать этот компромисс. Дискуссия показала, что эта площадка жива, что у её участников есть разные мнения. И это отлично.

На пути к пермским брендам

Большим интересом у участников пользовалась секция «Уличная торговля». Для них была подготовлена презентация новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также прошло обсуждение ярмарочных проектов, их места в уличной торговле.

Начальник отдела торговли и услуг департамента экономики и промышленной политики администрации Перми Ирина Валиахметова рассказала о подходах муниципалитета к организации ярмарочной торговли. Она перечислила преимущества этого вида продаж (это самый низкозатратный вид торговли, который позволяет вовлечь в процесс качественные свежие продукты, произведённые недалеко от места продажи, при этом деньги, заработанные на ярмарке, в основном остаются в экономике региона) и назвала приоритетные задачи администрации в этой сфере.

Сегодня организаторами ярмарок могут выступать муниципалитеты, а также хозяйствующие субъекты — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Площадки, которые отвечают всем требованиям, определены в каждом районе. По данным администрации, в 2017 году было проведено семь ярмарок, участниками которых были исключительно местные производители сельхозпродукции. На 2018 год запланировано проведение 14 ярмарок, утверждён перечень из 27 площадок, расположенных в каждом районе Перми. Этот перечень может быть расширен.

«Администрация города и правительство Пермского края разработали проект поправок в действующий порядок, для того чтобы круг профессиональных организаторов ярмарок мог быть расширен. Благодаря участию профессионалов ярмарочная торговля может выйти на качественно новый уровень. Администрация Перми готова рассматривать предложения от организаторов ярмарок, которым нужно обращать внимание на культурную и эстетическую форму их проведения. Ярмарки должны увеличивать комфорт городской среды», — поделилась планами Ирина Валиахметова.

Необычный формат мероприятия предложила Пермская торгово-промышленная палата — баттл «Покупай пермское: потребители vs производители». На площадке форума производители и потребители товаров «Покупай пермское» обсудили вкус и качество разных местных продуктов: мяса, молока, тортов, конфет, яиц. Это был динамичный «боксёрский ринг», на котором «красные» (производители товаров) и «синие» (потребители товаров), надев для большего впечатления боксёрские перчатки и очень эмоционально заводя многочисленную публику, дискутировали по поводу качества пермской продукции. Как пояснили организаторы, баттл имел две цели — информирования и демонстрации, что он открыт критике, новым участникам. «Мы не диктуем: «Покупайте пермское». Мы просим присмотреться к местному продукту при прочих равных», — призывают авторы проекта.

Промышленность vs предпринимательство

Глава региона озвучил программу действий администрации на перспективу. По его словам, в прошедшем году край существенно продвинулся в сфере инвестиционного законодательства, создано Агентство инвестиционного развития, принят ряд законодательных актов, шла активная работа по продвижению продукции пермских предприятий на рынок. Но при этом повестка была «смещена в сторону промышленности, цифровой экономики, поддержки крупных производств и взаимодействия с крупными предприятиями». На следующем этапе предстоит усилить взаимодействие с малым и средним бизнесом, сосредоточить усилия на развитии торговли, сектора услуг, небольших производств. Это то, что нужно краю, что создаёт большой объём рабочих мест.

«Мы должны понимать, что без развития инноваций, предпринимательства на определённом этапе можно оказаться неконкурентоспособным. Именно предприниматели адаптируют экономику к новым вызовам, производят новые идеи и продукты. Если не будет этого подроста, мы будем терять значительный потенциал, значительную часть экономики», — предупредил Максим Решетников.

Всё в одну «копилку»

Алексей Чибисов, министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края:

— В этом году организаторами форума выступили администрация Перми и правительство Пермского края. Мероприятие было очень качественно подготовлено. Сформирован очень интересный набор тем для обсуждения.

Тема «Малый бизнес, меняющий город» важна для минпрома. Все вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, с потребительским рынком, находятся в сфере нашей ответственности. Такого рода мероприятия, объединяющие предпринимателей из разных отраслей экономики, дают возможность, с одной стороны, услышать их чаяния и потребности, с другой стороны, донести до них понимание власти, в каких направлениях развиваться.

Малый бизнес должен наладить взаимодействие с крупными промышленными предприятиями. Правительство над этим работает. В Региональном центре инжиниринга есть проект «Кооперация» для малого и среднего бизнеса, как раз для взаимодействия с крупными промышленными предприятиями. Совместно с «Газпромом» сформирована дорожная карта развития территории. Мы проводим совместные научно-технические советы с «ЛУКОЙЛом», «Сибуром», организуем специализированные выставки для компаний. Эта работа ведётся. Но для того, чтобы явление приобрело глобальный характер, его надо популяризировать. Сегодняшний форум — это ещё один шаг на этом пути.

Отдельное направление — создание Центра поддержки экспорта, поскольку наша задача — вывод на экспорт предприятий малого и среднего бизнеса. Всё в одну «копилку».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться