Александра Гончарова


Свои среди своих

В условиях оптимизации сети федеральных банков «регионалы» получают конкурентные преимущества

Поделиться

Желание федеральных банков оптимизировать расходы, автоматизировать и унифицировать работу отделений привело к тому, что в Пермском крае осталось совсем немного самостоятельных филиалов федеральных банков, готовых «долго и упорно» работать с небольшим бизнесом или розничными клиентами. В таких условиях именно региональные банки с местной пропиской, благодаря их близости к клиентам и персональному подходу, получают конкурентное преимущество.

Урал ФД

  Константин Долгановский

Было — стало

За последние пять неполных лет в Пермском крае произошли серьёзные изменения в структуре банковского рынка. Раньше федеральные банки в регионе были представлены в основном филиалами. Они по праву считаются наиболее самостоятельными банковскими подразделениями, которые обладают достаточно широкими полномочиями при принятии решений. Однако оптимизация расходов и снижение издержек в банках привели к тому, что на смену филиалам пришли менее самостоятельные подразделения — операционные и кредитно-кассовые офисы.

Так, если в начале 2013 года в регионе насчитывалось 57 филиалов федеральных банков, то сегодня их количество сократилось сразу в четыре раза — до 14. На этом фоне состав региональных банков выглядит куда стабильнее. С 2014 года он почти не изменился: в Пермском крае продолжают работать «Урал ФД», «Пермь», Проинвестбанк и Почтобанк.

Федералы VS регионалы

Елена Никитина, доцент экономического факультета ПГНИУ, автор работ по анализу деятельности коммерческих банков:

— Подразделения крупных банков в регионах часто ведут лишь техническую работу, связанную с формированием и проверкой документации, тогда как все решения принимаются в головном офисе, дистанционно. Они в большей степени нацелены на стандартизированные подходы, в то время как региональные банки привыкли индивидуально подходить к каждому бизнесу. Кроме того, они проявляют оперативность в решении многих вопросов. Так, сотрудники даже могут сами приехать к клиенту и оформить всю документацию. Ключ к успеху — хороший сервис и мгновенная реакция на запросы клиентов.

Как считает председатель правления банка «Урал ФД» Алексей Вырков, стремление федеральных игроков автоматизировать и унифицировать работу привело к тому, что они потеряли из виду часть клиентской аудитории, прежде всего представителей малого и микробизнеса. Крупным банкам они попросту неинтересны — слишком маленькие и специфичные. Региональные кредитные организации с точки зрения работы с такими клиентами выигрывают за счёт гибкости, близости и оперативности. А для небольшого бизнеса местные банки становятся просто спасением.

«Показательна ситуация, которая сложилась в начале 2015 года. Из-за экономического шока многие крупные, в том числе государственные, банки приостановили кредитование, заняли выжидательную позицию. И в этот момент региональные банки «подставили плечо» ряду крупных клиентов, помогли им с финансированием», — вспоминает Алексей Вырков.

«У региональных банков есть свои козыри: наработанные связи в регионе, широкая сеть отделений, более гибкая и либеральная линейка продуктов, которая отличается от массовых предложений федеральных банков и учитывает специфику региона», — рассказывает генеральный директор Проинвестбанка Александр Воронцов.

Внутренние исследования узнаваемости и уровня лояльности клиентов к местным банковским брендам показывают, что факт принадлежности банка к региону ассоциируется у клиентов с надёжностью и доступностью услуг. Местный, «свой», «родной» банк воспринимается как более понятное и менее бюрократическое учреждение. Клиенты отмечают большую открытость, доброжелательность специалистов и готовность вникать в их финансовые задачи.

Экономист из Пермского госуниверситета также обращает внимание на устойчивость местных региональных банков.

Елена Никитина:

— Как это для многих ни парадоксально, финансовая устойчивость не связана с размерами. У небольших региональных банков нет крупного клиента, от которого бы они зависели. Диверсифицированная клиентская база — это один из ключевых столпов устойчивости. На чём ещё держатся региональные банки? На расчётно-кассовом обслуживании юридических лиц. Кредиты юридическим и физическим лицам, конечно, есть, но они дают не основную долю дохода. Можно сказать, что кредитование — это дополнительный элемент РКО. Кредитуют же местные банки в основном тех, кто обслуживается в банке давно, чей бизнес прозрачен, кто адекватно оценивает риски и перспективы своего развития в существующих условиях.

Елена Никитина для финансовой характеристики пермских банков приводит информацию из отчёта, сформированного автоматически на сайте analizbankov.ru. Про все четыре региональных банка там сказано следующее: надёжности и текущему финансовому состоянию можно поставить оценку «очень хорошо».

«У банка нет стоп-листов по секторам. Мы работаем со всеми отраслями. Вопрос заключается в индивидуальном подходе и оценке конкретного заёмщика. Портфель «Урал ФД» диверсифицирован: ни один из сегментов не превышает долю в 25%», — подтверждает наблюдения учёного Алексей Вырков.

Вклад в регион

Однако пермские банки могли бы играть гораздо большую роль в регионе при наличии ряда условий. Елена Никитина рассказывает, что в развитых странах для местных банков законодательно закреплён статус организаций, не ориентированных на прибыль, что даёт им право на получение ряда льгот — налоговых, например.

Таким образом, государственные привилегии и гарантии позволяют региональным банкам получать более дешёвое рефинансирование по сравнению с другими коммерческими банками. Взамен они активно кредитуют местную промышленность, финансируют региональные проекты.

Александр Воронцов также вспоминает о льготах, которые есть в других странах, и напоминает, что именно местные банки способствуют развитию региона.

Александр Воронцов, генеральный директор Проинвестбанка:

— Иногородние игроки чаще всего более активно занимаются привлечением денег, а не выдачей кредитов — полученные от населения и бизнеса средства не работают в регионе, а уходят в головной офис. Местные же банки вкладывают в регион больше средств, чем привлекают, делают это за счёт использования собственного капитала. Поэтому, конечно, важно, чтобы все понимали: для развития Пермского края, экономики необходимо развивать и поддерживать региональную банковскую систему.

«Международные исследования показывают, что развитость финансовой системы региона повышает вероятность того, что люди будут открывать свой бизнес, способствует увеличению числа новых фирм и позволяет им расти быстрее. Так, компания, которая работает в регионе с наиболее развитой финансовой системой, растёт на 67% быстрее, чем бизнес в среднем по стране», — резюмирует Елена Никитина.

Показатели работы пермских банков соотносятся с тезисом эксперта о том, что они больше отдают региону. Так, с 2015 года объём вкладов населения в региональных банках вырос на 12% — жители Пермского края, по последним данным Банка России, доверили им на хранение 16,7 млрд руб.

Постепенно восстанавливаются и объёмы кредитования бизнеса. По итогам восьми месяцев 2017 года совокупный кредитный портфель региональных банков вплотную приблизился к 10 млрд руб.

Что касается населения, то ему пермские банки выдали более 7 млрд руб. кредитов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться