Валерий Мазанов

Валерий Мазанов


Почём игрушка для богатого мэра?

Кому и зачем нужны технологии «умных городов», и почему они внедряются с таким трудом

Поделиться

На международной выставке «Иннопром-2017» в рамках тематического трека «Технологии для городов» прошёл круглый стол «Интернет вещей в ЖКХ как портал в умный город». Эксперты обсудили, чем могут помочь современные технологии в деле оптимизации работы отрасли, снижения издержек и установления справедливых отношений между поставщиками ресурсов и потребителями. Диалог показал, что у общества есть высокий запрос на справедливые отношения в ЖКХ, технологии давно готовы к позитивным изменениям в отрасли, власть декларирует открытость. Но что-то всё время идёт не так.

Иннопром

Владислав Сюркаев

Собравшимся на круглый стол предлагалось обсудить потребности городов, которые могут быть решены с помощью IoT (интернет вещей) в ЖКХ, а также поискать ответы на вопросы: могут ли муниципалитеты формировать техзадание для IoT в «коммуналке» и энергетике и как могут помочь достоверные данные в достижении баланса интересов на рынке ЖКХ.

Открывая тему и представляя экспертов, модератор круглого стола, директор проектов межрегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» Владислав Сюркаев проявил изобретательность. По аналогии с игрой в «мафию» он разбил всех выступающих экспертов на группы: власть, общество и «технари» — то есть бизнес, готовый предлагать и внедрять технологические решения. Соответственно, весь диалог строился на попытках сформулировать интересы, возможности и потребности каждой из групп и найти между ними точки соприкосновения.

Уже из контекста вступительного слова ведущего было понятно, что обществу стоило бы занимать более активную позицию и формировать запрос на открытость данных. Пока же потребителей в ЖКХ приходится постоянно подталкивать к нужным им самим изменениям. По образному выражению Владислава Сюркаева, так происходило во все времена: «Генри Форд как-то сказал: «Если бы я спросил у людей, что им нужно, они бы ответили: дай лошадь».

Тем не менее эксперты уверены: роль общества в необходимых изменениях недооценивать нельзя.

Иннопром

Евгений Гашо, эксперт аналитического центра при правительстве РФ:

— Сегодня цифровизация — это мода, в которой содержательной части не более 10%. Smart city (умный город — ред.) — это игрушка для богатого мэра, который уже решил все насущные проблемы. Любой градоначальник сегодня озабочен тем, что текут трубы, надо латать крыши, при этом он находится в очень жёстких финансовых условиях, и поэтому его выбор «куда направить деньги?» предопределён. Но, во-первых, есть города — лидеры в управлении транспортными потоками, в ресурсоснабжении и т. п., а есть отстающие. Но нужно не «тянуть» отстающих, а показать им дорогу — она есть. Во-вторых, любая власть слушает людей, и это люди должны сказать, чего они хотят. Недавний опыт Москвы показал, что просто решение сверху не пройдёт.

Тут же по ходу разговора организаторы круглого стола провели оперативное онлайн-голосование среди собравшихся в аудитории. Предлагалось ответить на вопрос, что люди готовы доверить машине. Опрос немедленно дал иллюстрацию к выступлению Гашо: более 50% заявили, что вполне доверят искусственному интеллекту установление справедливости — по крайней мере, в отрасли ЖКХ.

По словам других выступающих, отечественные «технари» давно готовы создать любую информационную систему. Тот же «Ростелеком» в рамках программы «Цифровая экономика» обещает к 2025 году реализовать в 25 городах страны проекты по дистанционному контролю, мониторингу и прогнозированию состояния объектов ЖКХ, дистанционному сбору показаний счётчиков и вообще создать платформу, которая позволит принимать 75% решений об управлении городскими ресурсами на основе комплексного анализа информации из различных источников.

Иннопром

Ремир Мукумов, старший управляющий директор федерального центра проектного финансирования (группа ВЭБ):

— Открытые данные об энергопотреблении нужны всем: и обществу, и бизнесу. Сейчас создана платформа ГИС ЖКХ, в неё стекаются данные, уходят в Москву, там кем-то анализируются — зачем она гражданам? Людям нужно другое. Каждый должен видеть на экране своего телефона или планшета расход по батарее, чайнику, холодильнику, сравнивать энергопотребление своего дома, например, с соседним. Для этого должно быть простое и удобное приложение. Технологически мы к этому готовы, наши программисты могут создать такое приложение за считаные часы. Есть и приборы учёта, которые способны отправлять данные в систему не раз в месяц, как сегодня, а каждые 1,5 секунды, то есть в реальном времени...

Так за чем же дело стало? Выяснилось, что на пути к светлому цифровому будущему есть преграды. Одна из них — власть пока не готова открыть все данные для всеобщего пользования. Главный аргумент, конечно же, соображения безопасности: злоумышленники могут влезть в систему и начать творить там свои чёрные дела.

Однако большинство выступающих экспертов считают, что проблема эта надуманная. Со смехом вспоминался фильм «Терминатор: Судный день», рисовались картинки гоняющихся за хозяевами взбесившихся чайников и утюгов, а соображения безопасности персональных данных и вовсе не выдерживают никакой критики. Один из выступавших «технарей» заявил, что буквально за неделю может из существующих открытых источников уже сегодня собрать о любом ранее незнакомом ему человеке все нужные данные, включая паспортные. Кому может быть интересно, сколько тот или иной собственник платит за свет и воду? При этом никто не отнимает у власти возможность определять, какие данные можно открыть, а какие нет.

Иными словами, резюмировал Ремир Мукумов, «открывать данные необходимо, но глубина их открытия должна регулироваться государством».

Другая проблема — сугубо техническая и немного политическая. Пока в России не создан единый стандарт для подачи и обработки данных.

Иннопром

Инна Скрытникова, руководитель специальных проектов Фонда развития интернет-инициатив:

— Главное сегодня — не получить данные, а научиться их обрабатывать. Но сегодняшний интернет вещей — это зоопарк стандартов. Интернета никогда бы не было, если бы каждая страна ввела свой интернет. У нас же каждый стремится создать собственную систему, в результате мы видим цифровой феодализм. Роль государства как раз и заключается в том, чтобы наладить совместимость технологий, создать единую открытую систему обработки данных. Но на примере ГИС ЖКХ мы видим пока неудачную попытку. Освоены большие деньги, но никто не понимает — зачем? Там нет ничего полезного.

Звучали на круглом столе и радикальные предложения. Так, Мирослав Кафеджиев, президент Honeywell в России и СНГ, считает, что, поскольку «умные» счётчики с системой GPRS стоят более 10 тыс. руб., заставить людей установить их очень сложно. К тому же это не панацея. По его мнению, нужно вовсе избегать излишней генерации энергии. Кафеджиев рассказал об опыте Болгарии. Здесь в принципе «отрезали» жителей от центрального отопления. «Если мы подсчитаем, то увидим, что порядка 70% платежей граждане осуществляют за то, что им нагрели воду и подали в трубы и краны. При этом зимой открываются форточки, чтобы было не жарко. Ночью тоже горячей водой почти никто не пользуется», — аргументирует эксперт.

По словам Кафеджиева, это привело к замечательным результатам. Первым делом собственники озаботились энергоэффективностью домов, устранили все утечки тепла. Стали включать батареи и греть горячую воду только тогда, когда им это надо. Избыточная энергия просто не должна генерироваться, тогда устранится дисбаланс между производством и потреблением, а платить люди будут за реально потреблённые ресурсы — вот и весь секрет.

Иннопром

Мирослав Кафеджиев

Казалось бы, всё гениальное просто. К тому же незачем обращаться за опытом в Болгарию: любой житель частного дома в России скажет, что у него нет вообще никаких вопросов к тепловикам, водоканалу и управляющей компании за неимением отношений с таковыми. Он платит за свет, газ по счётчику и спит спокойно. Но реальность такова, что большинство граждан проживает всё же в многоквартирных домах. Технически «отрезать» их от центрального горячего водоснабжения и отопления, наверное, нетрудно. Силы и средства, которые государство и муниципалитеты сегодня тратят на поддержание существующей системы ЖКХ, можно было бы направить на приобретение нагревателей, тех самых «умных» приборов учёта, и энергосберегающие мероприятия. И все граждане очень быстро станут теми самыми «ответственными собственниками», об отсутствии которых так громко стенает сегодня с трибун и телеэкранов любой представитель власти.

Но тогда возникает вопрос: кто в этом случае станет утолять немалые аппетиты монопольных поставщиков ресурсов, сотрудников регулирующих и надзорных органов и тех же чиновников, зачастую слившихся с монополистами до степени неразличимости? И не это ли является главным препятствием для внедрения «умных» технологий в наше многострадальное ЖКХ? Ведь в идеале технологии должны помогать потребителям контролировать траты, разумно экономить, не быть обманутыми и не переплачивать.

Так что до тех пор, пока власть не определится с приоритетами (для чего и для кого нужна модернизация ЖКХ), а общество не начнёт давить на власть всё сильнее, никакие технологии, даже самые передовые, не помогут.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться