Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Чашки бьются к счастью

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Пермскому театру оперы и балета всегда везло с операми Доницетти. Достаточно вспомнить триумф «Дона Паскуале» — чуть ли не первой самостоятельной постановки Георгия Исаакяна, которая, завоевав две «Золотые маски», немедленно ввела его в круг российской театральной элиты. Несколько лет спустя начинающий режиссер из Москвы Влад Капп поставил в Перми «Эликсир любви», который до сих пор присутствует в репертуаре и пользуется неизменной любовью зрителей. В Перми Доницетти ставят молодые, и эти постановки обречены на успех. Очередным подтверждением этому стала первая самостоятельная работа выпускницы Пермского института искусства и культуры Ольги Эннс.

То, что музыкальные комедии Доницетти режиссеры выбирают для «пробы пера», неудивительно: это легкие, «самоигральные» оперы, почти оперетты — с запоминающимися мелодиями и легкими игривыми сюжетами. Для артистов это тоже подарок — легко петь, приятно играть, отдыхая от серьезной, пафосной классики или сложной, концептуальной музыки. Во всяком случае, зрителям премьеры «Риты» (так — по имени главной героини — называют эту оперу сокращенно) казалось, что артисты получают от работы истинное удовольствие. Удовольствие это во многом связано с гладкими, четкими и остроумными текстами переводчика либретто Юрия Димитрина, которого, помнится, композитор Александр Чайковский во время своего визита в Пермь назвал «последним профессиональным либреттистом России».

«Рита» поставлена буквально «за три копейки». Опять-таки вспоминается «Дон Паскуале», которого Георгий Исаакян и дирижер Ара Карептян ставили по собственной инициативе, одевая артистов в «костюмы» из секонд-хэнда. Нынешняя премьера тоже оказалась инициативой постановщиков — режиссера Ольги Эннс, дирижера Евгения Кириллова и художницы Елены Соловьевой. В условиях бюджетного минимума они вынуждены были проявлять изобретательность, что спектаклю пошло только на пользу.

Маленькая камерная опера играется в фойе, где для этого выстраивают настоящий итальянский театрик — с бархатными креслами на специально сооруженных ступенях, с осветительными приборами. Нет лишь сцены и занавеса, действие происходит в окружении зрителей. Оркестр располагается на балконе, но все могут видеть дирижера на специально установленных «плазмах».

Поскольку в фойе много выходов, артисты могут появиться с любой стороны, в том числе — спуститься со второго яруса или подняться по лестнице. Поэтому каждое появление Риты, Беппо или Гаспара для зрителей становится неожиданностью.

Наконец, сами артисты прекрасно отыграли на премьере непривычную близость к публике: например, когда пират Гаспар пел о своей далекой возлюбленной Жаннет, он обращался к симпатичной зрительнице, и смущенная девушка неожиданно для себя стала еще одной участницей действия.

Когда спектакль начинается, «сцена» почти пуста: лишь в центре установлен круглый кофейный столик, а на нем — чашка, которую дирижер Евгений Кириллов уносит с собой, поднимаясь на балкон к оркестру. Именно чашка, которую разбивает незадачливый Беппо, муж трактирщицы Риты, становится «яблоком раздора» для супругов. Постепенно, по ходу дела, «сцена» обрастает деталями, и зрители оказываются внутри умилительного, по-мещански уютного гостиничного зала с шелковыми букетиками, большими часами и пылающим очагом. Все детали сценографии полифункциональны: вертел из очага превращается в две шпаги, а огненный круг — в обруч дрессировщика. Поскольку внутри кольца зрителей установка и перемещение декораций затруднительны, каждая декорация является в то же время… костюмом: Рита в один прекрасный момент появляется внутри горящего очага, а пират Гаспар, одетый а-ля Джек Воробей, вплывает в сценический круг, неся на себе свой черный корабль.

В спектакле всего три действующих лица, поэтому для каждого из певцов «Разбитая чашка» является бенефисом. Сюжет построен в виде любовного треугольника «навыворот»: есть два претендента на руку и сердце трактирщицы Риты, но оба мечтают… уступить красотку сопернику.

Сопрано Айсулу Хасанова в роли Риты выглядела на премьере очаровательно, ее героиня являла собой противоречивую смесь бурного темперамента, простодушия и незатейливой дамской хитрости. Ей достойно подыгрывали тенор Сергей Власов (Беппо) и бас Олег Иванов (Гаспар). Несмотря на кажущуюся легкость игры, артистам было непросто: на таком расстоянии от зрителей был бы заметен каждый неверный жест.

«Зал», разумеется, был полон, что неудивительно при наличии всего 80 мест. Смущенные интимностью обстановки, зрители не решались громко хохотать, хотя зрелище вышло уморительное. Зато улыбки не сходили с их лиц на всем протяжении спектакля.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться