Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

МОСКВА ЗАБИРАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ…

Поделиться

  newsko.ru

На завершившемся в Перми 10-м Открытом российском конкурсе артистов балета «Арабеск» главное соревнование развернулось между «первой» и «третьей» балетными столицами

Наверное, от юбилейного «Арабеска» ждали чего-то более грандиозного. Но конкурс мало чем отличался от аналогичных событий прошлых лет, и дело даже не в том, что не было громоздких массовых развлекательных акций и толпы приезжих «звезд», а в том, что сенсаций не произошло и открытий не случилось. Верное своим принципам жюри во главе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в очередной раз решило Гран-при не присуждать.

И все же «Арабеск», как всегда, стал праздником для пермских балетоманов и видным событием в балетном мире вообще. Зал был полон всегда — не только на открытии и заключительном гала-концерте, но и на всех трех турах.

«Балетные бабушки», пронесшие любовь к этому искусству через всю жизнь, только на туры и могли ходить — билеты по 50 руб., почти подарок! В зале то и дело слышалось: «А вот я помню, когда Наденька Павлова…», «А когда с Даукаевым танцевала Ченчикова…» Для этих зрителей приезд из США Марата Даукаева в качестве одного из  членов жюри стал настоящим праздником.

Вторую категорию постоянных зрителей составляли учащиеся хореографического колледжа. Среди балетных барышень были азартные коллекционерки, которые решили собрать автографы всех приехавших знаменитостей. Особенно доставалось Николаю Цискаридзе, который в качестве педагога сопровождал своего ученика Артема Овчаренко. Оказалось, что у Цискаридзе пермские балетные «корни»: его учитель, великий балетный педагог Петр Антонович Пестов, родом из Перми. Выступая на закрытии конкурса, Цискаридзе сказал, что, дебютируя в качестве педагога в Перми, он в некотором роде расплачивается по долгам.

Статусность конкурса подтвердил президент Международного совета танца при ЮНЕСКО, профессор Алкис Рафтис, который прибыл на открытие «Арабеска», и это был его первый визит в Россию. В Москве и Санкт-Петербурге достойных поводов для приезда Рафтиса пока не нашлось. Таким образом, Пермь еще раз удостоверилась, что является балетной столицей международного уровня.

Несмотря на то, что в конкурсе участвовали артисты из 15 стран, все ждали, что, по традиции, развернется соревнование между тремя российскими «балетными столицами». Однако Санкт-Петербург в этом году всего лишь обозначил свое участие: единственный конкурсант из города на Неве не дошел до третьего тура. Зарубежные школы тоже были представлены не очень сильно. Когда выяснилось, что прибыло аж шесть девушек из Венесуэлы, записные балетоманы начали предвкушать созерцание шести клонов незабываемой Франчески Дугарте, ставшей на прошлом «Арабеске» лауреатом. Но ни одна из знойных красавиц не дошла до финального тура. Таким образом, за призы спорили в основном Москва и Пермь.

Поэтому первая премия балерине из Воронежа стала небольшой, но сенсацией. Любопытно, что воронежская студентка Анжелина Воронцова покорила жюри исполнением современного номера — она танцевала монолог Кармен из балета Бизе-Щедрина. Остроумный выход из ситуации, когда все говорят о кризисе современной хореографии!

Пермский конкурс продемонстрировал справедливость этих разговоров весьма красноречиво: исполненные в первом туре «Зима» на музыку Вивальди в хореографии Игоря Маркова и «Сюита» на музыку Баха в хореографии Виктора Плотникова, отмеченные жюри как лучшие номера, поставленные специально для «Арабеска», отличаются красивым пластическим решением, но в целом далеки от современного танцевального языка.

Имена фаворитов определились во втором туре, и третий тур не изменил мнения жюри. Лауреата первой премии Артема Овчаренко в кулуарах называли «преемником Цискаридзе»: учитель сумел передать ученику великолепную пластику, достоинство и безупречную технику. Кроме того, Овчаренко лишен присущей Цискаридзе манерности и очень хорош собой — настоящий Принц. К тому же он выступал с великолепной партнершей — солисткой Большого театра Анастасией Горячевой, получившей специальную награду «Лучшей партнерше, не участвовавшей в конкурсе». Их дуэт выглядел подлинным совершенством.

Впрочем, все три дуэта из Москвы свидетельствовали — столица концентрирует у себя лучший человеческий материал. Александра Тимофеева, лауреат третьей премии, так исполнила вариации Эсмеральды из балета Пуни, что Анастасия Волочкова задохнулась бы от зависти: не только филигранная техника в исполнении всех элементов, но и эффектный, яркий, полный характера и драйва образ своенравной цыганки.

Лауреат второй премии Виктория Капитонова заявлялась на конкурс от Казани, а по приезде оказалась уже москвичкой. Такие стремительные метаморфозы заставляют подумать, что будущее Анжелины Воронцовой тоже предопределено — ведь она всего лишь студентка второго курса, а уже лауреат первой премии. Вряд ли она задержится в родном Воронеже.

Пермским конкурсантам пришлось нелегко. Как откровенно сказала на пресс-конференции руководитель пермской балетной труппы Наталья Ахмарова, «к сожалению, когда «Арабеск» — у нас всегда Америка». Действительно, солисты Пермского академического театра оперы и балета Ярослава Араптанова, Роберт Габдуллин и Екатерина Гущина попали практически с корабля на бал, с гастролей — на конкурс. Для всех троих это был последний шанс стать лауреатами: 25 лет — предельный возраст для участников «Арабеска». Ярослава и Роберт этой возможностью воспользовались: она стала лауреатом второй премии, он — третьей. По мнению специалистов, Роберт Габдуллин в третьем туре ухудшил свои шансы, переусложнив вариации в простом и гармоничном «Классическом па-де-де» Баланчина на музыку Чайковского.

Множество пермяков-студентов хореографического колледжа получили на конкурсе дипломы и специальные призы. Наталья Ахмарова, заседая в жюри, наверняка провела время с пользой, присматривая пополнение для своей труппы.

В этом году зрители получили возможность убедиться, насколько трудное и хлопотное дело — проведение конкурса. «Арабеск» начинался с неполадок и недоразумений. На первом гала-концерте танцовщики спотыкались и запинались, вице-премьер краевого правительства Юрий Уткин, вышедший поздравить с юбилеем Екатерину Максимову и Владимира Васильева, сказал почему-то, что у Васильева открылась выставка в Москве, хотя это было в Перми, что Игорь Шубин не преминул по-
править. На официальном открытии конкурса отказала видеоаппаратура, и зрители, вместо того чтобы смотреть шуточный видеофильм об истории «Арабеска», несколько минут сидели перед черным экраном. «Пусть это будет последняя неполадка», — сказал Владимир Васильев. Похоже, что у руководителя «Арабеска» легкая рука: после этого все наладилось.

Можно считать нынешний конкурс генеральной репетицией юбилея — ведь на будущий год «Арабеску» исполняется 20 лет.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться