Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

По главной улице с поэзией

В Перми в третий раз прошёл поэтический фестиваль «Компрос»

Поделиться

Разговоры о неизбежной и скорой смерти книг не имеют никакого отношения к судьбе поэзии — такой вывод сам собой напрашивается после того, как в Перми прошёл очередной поэтический фестиваль. По мере того как человечество отказывается от бумаги как носителя информации, поэзия легко и радостно переходит к иным формам существования.

компрос

  Константин Долгановский

Каждый очередной «Компрос» радует обилием и разнообразием форматов, и в каждом из них поэтическое слово чувствует себя комфортно и уверенно — быть может, даже более уверенно, чем в виде печатных строчек. Ведь в начале было слово, и слово произнесённое. Поэзия, освобождённая от бумажных оков, обретает свою первоначальную форму — ту, в которой она существовала в устах сказителей и слепых рапсодов.

Впрочем, «Компрос» вовсе не пропагандирует отказ от бумаги, он просто предлагает варианты.

Фестиваль отличается оригинальностью во многом, в том числе в периодичности: он проходит дважды в год, летом и зимой. Зимний этап, который в нынешнем году прошёл 25—27 ноября, отличается концентрированностью: каждый день — по четыре-пять событий, как традиционных, повторяющихся из года в год, так и уникальных. Среди последних — премьера поэтического документального фильма Максима Воробья «Поэма 12»: пермские поэты гуляют по городу, вкратце рассказывают о его любимых уголках и читают стихи. Завершается фильм песней Григория Данского, одноимённой фестивалю. Получилось очень по-пермски: элегантный, негромкий поэтический манифест города, проясняющий, почему фестиваль назван в честь главной пермской улицы.

компрос

  Константин Долгановский

Есть в программе «Компроса» теоретические события: мастер-классы, круглые столы, дискуссии; есть и творческие — поэтические чтения и состязания. Первые по традиции украшают церемонию открытия и проходят в необычных местах: год назад красавицы-поэтессы читали стихи ящерам пермского периода в палеонтологическом зале краеведческого музея, а нынче стихи были обращены к произведениям живописи, поскольку чтения под названием «Звёздная карта» проходили в залах художественной галереи. Ведущим, как и в прошлом году, был артистичный профессор Валерий Жук, который доходчиво объяснил смысл названия акции и её координаты, в которых шпиль Кафедрального собора стал точкой отсчёта, а Комсомольский проспект — главной осью.

Во время чтений поэты и слушатели поместили стихи и записки с пожеланиями в пластиковый тубус — «капсулу времени», которая будет храниться в музее Пермского университета. Торжественное вскрытие планируется через десять лет на аналогичном фестивале — организаторы «Компроса» уверены в его долговечности.

Кульминацией «Компроса» стал «Поэтический батл», в котором сразились команды поэтов из Перми, Екатеринбурга и Челябинска. Битва шла нешуточная: недаром капитан команды Екатеринбурга Константин Комаров вышел в футболке с бескомпромиссной надписью «Поэзия или смерть». Прозвучало созвучно мировой повестке, ибо напомнило слоган скончавшегося в те же дни Фиделя Кастро — «Родина или смерть». Тень команданте витала над поэтами: «Команданте доволен нами», — звучало в стихотворении «Кубизм» ещё одного свердловчанина, Александра Вавилова.

фестиваль компрос

  Константин Долгановский

Стихи, «сыгравшие» в трёх раундах батла, были порой очень сильными. Недаром кировская поэтесса Аглая Соловьёва, которая присутствовала в качестве члена жюри, сказала со сцены: «Половине из этих ребят я проиграла в Красноярске, а теперь их сужу!» Публика, собравшаяся на батл, активно демонстрировала свою любовь к изящной словесности и к присутствующим авторам. Во время поэтической викторины, разделявшей раунды, правильные ответы о биографиях и творчестве участников соревнований звучали даже слишком быстро — ведущему не удавалось потянуть время. Барышня в футболке с надписью Love, правильно угадавшая, кто был собеседником Бога в стихотворении Александра Вавилова (ответ — кошка), в награду получила не только книгу с автографом, но и чтение популярного произведения автором, ибо после завершения батла читки продолжились — авторы вошли в раж.

Кошка, которая жила на вершине мира,

Считала, что это она создаёт закаты,

Верила, что квартира Бога — это её квартира,

А все остальные — хоть в чём-то да виноваты…

Несомненно, это стихотворение стало хитом фестиваля.

Победила в турнире команда пермяков, но очень сильная екатеринбургская команда уступила всего два балла. Челябинск оказался на третьем месте. Титул «Поэтической столицы Урала» Пермь будет носить ровно год — до следующего батла. В качестве приза капитан пермской команды Антон Бахарев получил бронзовую птичку пермского звериного стиля и некую сумму, по уверениям директора «Компроса» Бориса Эренбурга — небольшую, ибо «Поэзия не кормит, а только поит».

фестиваль компрос

  Константин Долгановский

Один из традиционных форматов «Компроса» — конкурс «Шанс для неизданных книг». Участники должны представить жюри поэтический сборник — уже оформленный и свёрстанный; победитель получает возможность за счёт фестиваля издать небольшой тираж — 100 экземпляров. В нынешнем году лучшей из шести претендентов стала пермская поэтесса Юлия Балабанова.

В завершение фестиваля состоялся музыкально-поэтический вечер в Органном зале филармонии — опять-таки по традиции. Год назад с этой сцены в сопровождении органа звучали стихи Осипа Мандельштама и поэтов Урала, а нынче уральскую поэзию «срифмовали» с произведениями Уильяма Шекспира в синтетическом спектакле под названием «Мышеловка». У артистов, которых режиссёр Дмитрий Заболотских пригласил в проект, случилась настоящая «сбыча актёрских мечт»: Дмитрий Васёв сыграл Гамлета, а Наталья Айманова — Джульетту. Интересно, что самые известные шекспировские строки звучали в самых «незаигранных» переводах: вместо хрестоматийного «Быть иль не быть?» Васёв произносил «Жизнь или смерть?», а популярнейший 66-й сонет читал не в известном каждому наизусть переводе Маршака, а в нехрестоматийном пастернаковском.

Шекспир зазвучал актуально, а современная уральская поэзия в этом контексте выглядела ровесницей классика. Как всегда, актёры выступали в специально отпечатанных футболках; на сей раз каждый из них носил на груди какую-либо из супрематических фигур Казимира Малевича. По замыслу авторов проекта, они должны были символизировать универсум, абстракт и абсолют, равновеликий и Шекспиру, и уральским поэтам.

фестиваль компрос

  Константин Долгановский

Кроме органа за музыкальное решение «Мышеловки» отвечала московская группа Teufelstanz, играющая энергичные рок-баллады в стиле, как сказано в релизе фестиваля, «брутального альтернативного средневековья». Стиль был, что и говорить, выдержан, и внешний вид могучих музыкантов с барабанами и волынками, среди которых была и одна барышня — натуральная валькирия, — производил должное впечатление. Неизвестно, как бы понравилась музыка Шекспиру, но пермская публика, заполнившая зал до отказа, была в восторге.

Единственное разочарование от «Компроса-2016» — это то, что министр культуры Пермского края Игорь Гладнев, который неоднократно заявлял, что этот фестиваль — его любимый проект, на сей раз не стал читать стихи на предваряющей открытие пресс-конференции. Обломал. А все так ждали.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться