Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Весёлые картинки

Каждый из нас — либо врач, либо избушка

Поделиться

Новая выставка в Центре городской культуры в некотором смысле объединяет две магистральные линии в его выставочной деятельности: современное искусство и искусство наивное, самодеятельное. Художник из Санкт-Петербурга Борис Казаков отнюдь не наивен; напротив, он весьма профессионален и мастеровит, блестяще владеет множеством графических техник, в том числе самых тонких и самых трудоёмких. Он — художник во всём: и в руках, и в глазах; обладает и профессиональным почерком, и профессиональным видением, но в его работах находит выражение наивное, детское, сказочное мироощущение, свойственное обычно самодеятельным авторам. Это мироощущение, конечно, сконструировано, но сконструировано очень достоверно, и фантазийный мир «избушек и врачей» получается цельным и логичным.

выставка

  Константин Долгановский

Выставка называется «ИЗБ/ВРЧ»: аббревиатуры образованы от названий главных героев. Казаков рисует приключения врачей и избушек на курьих ножках — они у него не предметы, а разумные действующие лица. Врачи и избушки — это не два сериала, а персонажи одной вселенной, и между ними возникают драматичные коллизии самого разного толка. Поначалу может показаться, что врачи воплощают холодное, технократическое, бесчеловечное и коварное начало, а избушки — доброе, простодушное, народное; то есть, попросту, избушки хорошие, а врачи плохие, и они — враги избушек. Но если внимательно присмотреться, то понимаешь, что всё сложнее — прямо как в жизни. Бывает, что врачи проявляют простодушие — типично «избушечье» качество, а избушки становятся коварными, прямо как врачи.

выставка

  Константин Долгановский

Герои вселенной Бориса Казакова путешествуют, сражаются, болеют и умирают; играют в футбол и в «Что? Где? Когда?», строят друг другу козни, встречаются с историческими личностями и с реальными произведениями искусства. Например, есть в графическом альбоме картинка, где врач, увидев картину Эдварда Мунка «Крик», уговаривает её героя: «Да не надо так орать!» По жанру это похоже на серию Дмитрия Шагина о «Митьках», вроде «Митьки отдают свои уши Ван Гогу», да и в целом в работах Казакова много общего со знаменитым питерским художественным феноменом.

картина

  Константин Долгановский

В Центре городской культуры выставлено несколько серий Казакова: здесь и просто графика, и выжигание по дереву, и ассамбляж, и горячая эмаль, и даже мультипликация. Внимательный зритель проведёт на выставке немало времени: один только графический альбом, который можно листать, займёт около часа, если, конечно, рассматривать каждый рисунок. Изучение экспозиции многое скажет о корнях художественного явления, которое можно назвать «новым авторским фольклором»: в работах Бориса Казакова, как и у «Митьков», городская повседневность превращается в сказку; художник, заменив в привычной картине мира несколько деталей, показывает зрителю, как она забавна, необыкновенна, причудлива, а порой и нелепа.

картина

  Константин Долгановский

Многие мировоззренческие моменты пришли сюда из поп-арта: недаром в серии ассамбляжных портретов, в которых медиаперсоны ХХ века превращаются во «врачей», Казаков играет с иконами этого художественного направления — Мэрилин Монро и Энди Уорхолом.

Словом, это очень весёлая выставка.

Выставка открыта в Центре городской культуры до 18 декабря

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться