Ирина Климова


Учат не только в школе

Маленькие истории про «Своё дело» пермских преподавателей и не только

Поделиться

В последние годы стало модным заниматься образованием. Массовый спрос на новые знания породил многочисленные образовательные платформы и просветительские проекты. Это явление не обошло стороной и Пермь. Одним из самых востребованных форматов стали ученические лагеря, которые регулярно (как правило, в дни школьных каникул) организуют люди, близкие к педагогической и научной сферам.

образование

  Константин Долгановский

«А давайте сделаем сами!»

Идея создать в Перми филиал летней компьютерной школы (ЛКШ), работающей в Подмосковье, возникла у учителя информатики школы №9 Галины Шульгиной и её выпускников в 2013 году, после того как краевое министерство образования предложило ей провести тематический лагерь по подготовке школьников к олимпиадам всероссийского уровня. Руководство ЛКШ с энтузиазмом восприняло эту инициативу и согласилось оказать пермякам информационную поддержку. Причём безвозмездно.

Оценив, что бюджетных средств, которые краевое министерство готово было выделить на реализацию проекта, не хватит даже на палаточный лагерь, Шульгина и её партнёры решили заниматься привлечением денег самостоятельно. «Я предложила ребятам: «А давайте сделаем сами!», и всё закрутилось», — вспоминает Галина Михайловна.

шульгина

Галина Шульгина
  Константин Долгановский

Информация о проведении компьютерной школы была размещена на сайте школы №9. Использование бренда ЛКШ, уже известного в Перми по мероприятиям 2003 и 2004 годов, способствовало продвижению идеи. В первый год в школе обучилось 50 детей, нынче — 134 ребёнка. Причём это были не только пермские дети, но и школьники из Казани, Челябинска, Арзамаса, Астаны и других городов.

В образовательном процессе были задействованы 25 преподавателей, из них 10 приехали из Санкт-Петербурга, несколько человек из Москвы и Екатеринбурга. Эта команда берёт на себя обязательства выдать ту же программу, что и ЛКШ в Подмосковье, с учётом возможностей ребят, которые приезжают в лагерь.

За четыре года реализации проект вышел на самоокупаемость, отмечает Галина Шульгина. По её словам, для того чтобы он стал прибыльным бизнесом, надо заниматься им круглый год, а значит, оставить все остальные занятия. Пока члены команды к этому не готовы.

нечайка

  Константин Долгановский

Организаторы лагеря считают, что обучение в нём эффективнее, чем в обычной школе, поскольку ребята погружаются в особую атмосферу, становятся частью сообщества и более мотивированными на получение знаний. Побывав в летнем лагере, школьники начинают участвовать в олимпиадах и приезжают в лагерь на следующий год. Формат предполагает вечернюю программу, добровольную для посещения. Это могут быть подвижные и интеллектуальные игры, просмотр фильмов на русском и английском языках, развлекательные мероприятия.

«Лагерь открывает ребятам новые горизонты, — уверена Галина Шульгина. — В школе они находятся в некой закрытой капсуле, а здесь понимают, как много вокруг разных интересных людей. Наши дети к концу смены уже умеют работать с информацией, извлекать из неё новое, они умеют подходить к решению проблемы, у них закладываются первые профессиональные навыки».

Экзамен на «Дерзание»

История всероссийского лагеря «Дерзание» началась в конце 1980-х годов по задумке Людмилы Коротковой, заведовавшей тогда отделом науки городского Дворца пионеров. Впервые лагерь открыл свои двери в 1989 году и до 2015-го работал в две смены летом. Первая из них — естественно-математическая — имела следующие профили: биология, математика, физика, химия, астрономия, география, робототехника. Вторая смена — гуманитарная, со специализацией на истории и обществознании, филологии и лингвистике, правоведении, экономике, психологии. В связи с растущей популярностью лагеря его организаторы решили с этого учебного года проводить также осенние, зимние и весенние смены. Летом 2015 года «Дерзание» посетили 153 ребёнка, нынче приехали 310.

Ещё при приёме заявок в мае директор лагеря Павел Шевченко обнаружил, что в первую смену изъявили желание учиться 30 человек из Перми и 80 — из Свердловской области. «Я позвонил в министерство образования края и сказал, что мне всё равно, с кем заниматься, но если поедут одни свердловчане, то мы сработаем на Свердловскую область, а так как участники лагеря — олимпиадники и будущая гордость образования, значит, растим и развиваем конкурентов, — рассказал, как развивались события дальше, Павел Шевченко. — Тогда сотрудники министерства распространили информацию по районам Пермского края, и в результате количество участников из нашего региона и из региона-конкурента сравнялось».

На этом участие министерства образования в проекте «Дерзание» заканчивается. С 2007 по 2010 год деятельность лагеря осуществлялась по краевому заказу, теперь — без бюджетного финансирования.

Общий принцип организации лагеря таков: это не школа (то есть программа выходит за пределы школьной), при этом «Дерзание» не пытается дублировать вузовскую программу. В конце смены есть зачётный день, когда ребёнок сдаёт зачёты и экзамены по пройденному материалу.

«Когда в 2010 году мы впервые проводили лагерь за полную стоимость, я переживал, что дети приедут с ожиданиями, что если за них заплатили, то учиться не обязательно, — рассказал о своих опасениях Павел Шевченко. — А оказалось наоборот. Ближе к концу смены началась битва за отличные отметки: дети хотели привезти родителям хороший отчёт. Отличный сертификат, где все пятёрки и зачёты, — это не только почёт и уважение, это ещё и скидка 6% на стоимость путёвки на следующий год. Сертификаты не принимаются, потому что они даются только на оздоровительные лагеря продолжительностью от 21 дня».

По итогам прошлого лета организаторы лагеря, по их признанию, впервые получили прибыль. «Дерзание» стало популярным местом за пределами Пермского края и соседней Свердловской области. Нынче сюда приехали ребята из Петропавловска-Камчатского, из Приморья, Якутии, Бурятии, Тувы.

В летние смены проходит отбор участников лагеря на Всероссийский молодёжный предметный чемпионат. Это дистанционная олимпиада по 16 предметам, которая проходит с октября по март.

Для повышения привлекательности лагеря его организаторы сотрудничают с продвинутыми преподавателями. Так, например, три года в «Дерзание» приезжает уникальный астроном из Крыма Сергей Назаров. Очень много желающих попасть на его лекции, а ночью он проводит экскурсию по звёздному небу и ребята смотрят в телескоп. Преподаватель истории из университета Андрей Сметанин составляет программу для историков, и в ней всегда есть что-то новое и интересное. Курс по 3D-моделированию для историков нынче проводил преподаватель из Петербурга. Археологию дети изучают со специалистом из Ижевска. На биологический профиль в этом году приезжал биоинженер, девушка, которая прошла через этот лагерь ребёнком и вожатым, теперь уже восемь лет работает в Москве. Дети с удовольствием слушали её лекции и говорили потом: «А мы такого никогда не слышали!»

«В лагере не интересоваться чем-то — это моветон. В школе по-другому. К нам приезжает очень много непонятых детей, которые в школе существуют сами по себе. А здесь они оказываются в своей среде, и это здорово!» — считает Павел Шевченко.

«Поверь в жизнь после ЕГЭ!»

Юрий Айдаров Проект «Техно-Пермь», стартовавший прошлым летом в формате загородного недельного фестиваля, — это попытка создать образовательный продукт, который может быть интересен и школьникам, и крупным предприятиям Перми. Одной из его основных задач является помощь детям в определении профиля образования и возможного места будущей работы, рассказывает Юрий Айдаров, руководитель «Техно-Пермь», директор пермской школы №146 с углублённым изучением математики, физики и информатики.

К идее проведения образовательного недельного лагеря по нескольким профилям пришла «Школьная технолига» — сообщество школ Перми, объединившихся для развития технического направления. Образцом для фестиваля «Техно-Пермь» стал образовательный лагерь «Наноград», организованный российской школьной лигой «Роснано». Ознакомившись с первыми итогами пермского проекта, запущенного на внебюджетной основе, корпорация «Роснано», по словам Айдарова, высказала свою готовность поддерживать его.

«Техно-Пермь» претендует на то, чтобы стать площадкой для взятия профориентационных проб. «Миссию проекта я формулирую так: «Поверь в жизнь после ЕГЭ!» — говорит Юрий Айдаров. — Никто при приёме на работу не спрашивает, на какие баллы человек сдал ЕГЭ. Зато спрашивают, что человек умеет делать. Поэтому ребята уже в школе должны понимать, куда и зачем им поступать, какие экзамены сдавать, что делать после окончания вуза. Если связка «школьники — предприятия» срезонирует, то проект можно будет считать успешным».

Нынче летом одна группа детей строила с нуля промышленный квадрокоптер, другая — модель космодрома «Восточный», третья создавала проект «Умный дом», управляемый с мобильного телефона, четвёртая — дизайн современного рабочего места (офиса).

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться