Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

От собора к музею и обратно

Пермская художественная галерея отдала дань почтения храму, который был её домом на протяжении 85 лет 

Поделиться

Зрители, пришедшие на открытие выставки «Храм — галерея: Соборное единение — 85 лет», были слегка обескуражены: это не совсем выставка, точнее, вовсе не выставка в привычном понимании, скорее, это информационно-навигационная система. По всему зданию Пермской художественной галереи, от цокольного этажа до экспозиции деревянной скульптуры, расположились стенды, рассказывающие о соборе и его предшественнике — Спасо-Преображенском Пыскорском монастыре.

Размещение стендов не случайно, они находятся именно в тех местах, о которых идёт речь: стенды, посвящённые росписям храма, установлены там, где эти росписи раскрыты, а, например, информация об иконостасе — там, где его видно лучше всего, то есть в зале деревянной скульптуры.

Сотрудники галереи называют новшество «экспозицией нового музейного формата — стендового». Стенды тщательно вписали в музейное пространство, чтобы они не мешали восприятию произведений искусства, ведь они останутся здесь навсегда… В смысле — до момента переезда музея в новое здание и начала реставрации интерьера храма.

Авторы экспозиции — искусствовед Александра Пестова, которая много лет изучает историю Пыскорского монастыря, и художник Александр Кошелев. Вместе они сделали выставку с единственным экспонатом — зданием, в котором она находится. Благодаря их работе посетители галереи узнают много любопытного.

Первый и самый большой сюрприз — то, что здание, которое мы все привыкли считать Спасо-Преображенским кафедральным собором, состоит на самом деле из двух смежных храмов: на севере находится летний, Спасо-Преображенский храм, а южнее — зимний, Стефанов. Летний храм был большой, просторный и высокий. В нём сейчас находится экспозиция зарубежного искусства и коллекция деревянной скульптуры. Зимний храм был ниже, чтобы сохранять тепло, но над ним тоже возвышался купол, в настоящее время утраченный. В этом здании сейчас расположено русское искусство и интерактивный выставочный зал.

Колокольня изначально была отдельно стоящей конструкцией, а позже была соединена со Стефановым храмом крытой галереей. История колокольни, её проектирования, строительства и реконструкции, рассказана на стендах очень подробно.

Летний, Спасо-Преображенский храм был старше, чем Стефанов. В его архитектуре ещё сохранились элементы барокко, тогда как Стефанов храм и колокольня — это уже чистый классицизм. Летний храм был расписан от пола до потолка, причём Александра Пестова считает, что росписи могут быть восстановлены, если проводить отмывку и реставрацию стен тщательно и научно. Стефанов храм был расписан лишь фрагментарно, но именно в его помещениях во время недавнего ремонта была раскрыта часть росписей — изображения святого Михаила и святого Ионы, а также орнамент, выполненный в технике гризайль, имитирующей объём.

Иконостасов тоже было два, и оба были в первые годы советской власти признаны не имеющими художественной ценности и подлежащими уничтожению. Иконостас из Стефанова собора, сделанный из цветного мрамора, вынесли из здания и разбили, а обломки народ растащил на бытовые нужды. Кое-какие куски цветного мрамора достались скульпторам для работы.

Иконостас Спасо-Преображенского собора, существующий и поныне, уцелел благодаря вмешательству директора галереи Николая Серебренникова, который отважно защищал перед комиссией его музейную ценность. Для Серебренникова, основоположника коллекции деревянной скульптуры, всю жизнь спасавшего от уничтожения церковное искусство, ценность этого иконостаса была очевидна: ведь эта работа XVIII века в стиле барокко прибыла в Пермь из того самого Пыскорского монастыря, основанного Строгановыми, который был одним из первых и самых прославленных на Урале.

Сегодня невозможно увидеть иконостас целиком, но для тех, кто интересуется, что же изображено на иконах всех его ярусов, Александр Кошелев нарисовал очень информативную схему.

На стендах, кроме текстов Александры Пестовой и графики Александра Кошелева, есть множество исторических фотографий, на которых можно увидеть и исконный интерьер собора, и его же в процессе реконструкции во время приспособления здания для размещения галереи.

Выставка «Храм — галерея…» завершает большой, длившийся целый год проект «Море возможностей», посвящённый истории переездов галереи и финансируемый за счёт гранта фонда Владимира Потанина. Это очень красивая и гармоничная «точка»: ведь эта акция должна заставить людей по-новому оценить взаимоотношения музея и православной церкви. Не секрет, что эти отношения воспринимаются в первую очередь как противостояние, но пора уже признать, что не только музей многим обязан церкви, в здании которой он квартировал целых 85 лет, но и церковь обязана музею и его сотрудникам тем, что иконостас не только уцелел, но и находится в хорошем состоянии, поскольку его чистили и реставрировали.

Александра Пестова надеется, что даже после переезда галереи у неё сохранится возможность продолжить исследования здания, иконостаса, фресок. А ещё надеется издать книгу, потому что интереснейшего материала для этого уже более чем достаточно.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться