1984 | Главным художником комбината «Уральский камнерез» назначен Анатолий Овчинников

Плюсануть
Поделиться
Анатолий Овчинников
Анатолий Овчинников
Фото:  Архив А. М. Овчинников

Анатолий Моисеевич Овчинников (1939) в пермском камнерезном промысле — главный. Все это признают. Он — вершина, гуру, главный жрец.

На комбинате он работает с 1956 года. Первые же его работы послали на международную выставку 1958 года в Брюссель: с тех пор успех сопутствует ему.

В Кунгурскую камнерезную школу он попал, можно сказать, случайно. Вообще-то он собирался поступать в ремесленное, но опоздал, прием уже закончился. Отец погиб на фронте, мать — в тюрьме. Анатолий оказался у родственников, восьмым ртом в семье, которая и сама жила бедно. Куда деваться? Пришел в художественную школу, где, рассказывают, и кормили, и одевали, а там тоже прием закончен. Случайно его разговор с директором услышал Александр Бутаков, старый камнерез, который еще с камнерезами Фаберже работал, там же, в Ординском районе, в Красном Ясыле, откуда Овчинников родом. Оказалось, что он в финскую войну воевал вместе с отцом Анатолия Овчинникова и последнему дали шанс — выдали кусок ватмана: рисуй! Такое расточительство — огромный лист. Овчинников никогда на таких не рисовал. В уголке, чтобы бумаги побольше осталось, стал делать рисунок. «На весь лист рисуй» — покрутил у виска пробегавший мимо студент. «Как так?», но — послушался. Его приняли, можно сказать по блату. И жизнь его пошла по звездам. Он вошел в свою реку, причем то, что у него талант и дар божий стало понятно почти сразу.

Работа Анатолия Овчинникова

Работы Анатолия Овчинникова тиражировались в огромных количествах. Однажды, центральный журнал, делая обзор камнерезных промыслов СССР, поместил фотографий изделий. Журналист зачеркнул все, кроме двух фотографий: на одной из них были совы Овчинникова. Остальное было названо дурным вкусом и пустым переводом камня.

Работа Анатолия Овчинникова

К 1980-м годам комбинат «Уральский камнерез» достиг своего расцвета — тогда здесь работало около 600 человек, а свои камнерезные изделия из селенита и ангидрита предприятие поставляло в сорок стран мира. Птички, лисы, ежики, совы и т.д. шли на «ура» в Японии, Англии, США, Франции, Голландии и даже на островах Зеленого мыса. Огромный спрос был и внутри страны. В советское время комбинат не знал, что такое «затовариться» — изделия уходили, как горячие пирожки. Но в 1990-х пришлось несладко. А в 2000-х комбинат обанкротился сразу после того, как новый собственник уволил Овчинникова. Потом его пытались вернуть обратно, но — бесполезно. Зачем? Когда теперь у него есть возможность резать только авторские изделия, которые считают за честь купить ведущие музеи и галереи страны и мира, а также коллекционеры.

Он считается анималистом — птички, которые выходят из-под его резца, кажется, могут взлететь, но он, на самом деле, талант его не имеет рамок. За длинную творческую жизнь им было создано более тысячи работ разной тематики: от вазочек для цветов до скульптуры «Хозяйка медной горы».


Плюсануть
Поделиться