Анастасия Кожевникова

Анастасия Кожевникова

корреспондент

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк

Хипстеры поделились опытом организации бизнеса: честность — новый тренд

Поделиться

Уже привычные для студентов и выпускников ВШЭ встречи под общим названием Business Talk в новом учебном году открылись темой «Трендсеттеры: кто они и могут ли отдельные люди создавать интересные и новые проекты в городе П». Сама встреча прошла в баре «Дом культуры» — вполне себе трендовом месте для обсуждения новых проектов.

Елена Рэмбо

У художницы Елены Рэмбо нет проблем с оригинальными идеями

Спикерами стали молодые, но уже относительно известные в Перми предприниматели: создательницы Garage Healthy Bar сёстры Мария Заровнянных и Дарья Кузнецова, автор видеоблога «Доступный Урал» Василий Вавилов, одна из организаторов Red Market и стилист Алёна Кобылянская, художница Елена Рэмбо и организатор «Рынка еды» Константин Няшин.

Обсуждение началось с личных историй успеха, разных и похожих одновременно. Елена Рэмбо стала художником только в прошлом году, когда была студенткой «Вышки» по специальности «менеджмент», и решила посвятить 2015 год искусству. «Тогда я просто пришла к своему знакомому художнику и попросила научить меня рисовать людей. Уже в сентябре того года я решила, что хочу сказать Перми о том, что я стала художником. Всё началось с идеи арт-объекта «Счастливый кондуктор». У меня было только сильное желание стать художником, но ни связей, ни средств не было. Я просто написала ВКонтакте секретарю по связям с общественностью «Пермгортранса», что у меня есть арт-объект. И прочитала: «Здорово! Что от нас требуется?» Так всё и началось...»

Алёна Кобылянская рассказала, что Red Market открывался как площадка для молодых дизайнеров, «ещё до кутерьмы с импортозамещением». Теперь же это двухдневное мероприятие, практически семейный отдых.

Garage Healthy Bar и вовсе начался с блога под призывом вести «осознанный образ жизни». В моду тогда как раз вошёл ЗОЖ, появилось много информации. Разобраться во всех трендах читателям помогали сёстры, а когда стали пиарить блог, поняли, что идеи лучше подкреплять чем-то материальным, лучше всего — съестным. Сама по себе тема велнеса неисчерпаема. «Этот сегмент сейчас сопоставим с сегментом Hi-Tech. Не мы начали эту тему, но в регионах трендсеттеры всегда перерабатывают уже признанные тренды и адаптируют их», — говорят сёстры, выхватывая друг у друга микрофон.

Адаптацией активно занимается ещё один молодой предприниматель Константин Няшин. Родители отправили его учиться в Англию, когда ему было 14 лет. «Там я поступил в Лондонскую школу экономики и политических наук, но в 2008 году наступил кризис и я понял, что пора искать новые ниши: в банки уже никто не шёл работать». Константин поработал в офисах Google и Facebook, но офисная жизнь ему надоела и появилась мечта вернуться в Пермь. «Мало кто из Англии возвращается в Пермь. Считайте, я уже создал тренд», — говорит Няшин. Здесь он понял, что ему не хватает настоящих фермерских рынков, — так появился проект «Рынок еды».

Василий Вавилов, рассказывая о своём блоге путешествий по Пермскому краю и Свердловской области «Доступный Урал», отметил, что трендсеттер — человек, которому люди доверяют свой выбор. И стать им может любой, кто заслужил авторитет в социальных сетях. Именно такие люди становятся ключевым каналом рекламы для стартапов и для общения с клиентами. Но продвигаться в этой толще цифрового мира очень тяжело. Сейчас у «Доступного Урала» 6 тыс. подписчиков на YouTube, но набрать их было нелегко: «Тяжело идёт первая тысяча. Очень тяжело. У нас на неё ушло примерно два года. Зато преодолели первую — вторая придёт намного быстрее, пять тысяч — ещё быстрее. А сейчас уже стабильно добавляется по тысяче подписчиков в месяц».

Основательницы Healthy Bar набирали подписчиков вполне успешно, но столкнулись с другой проблемой: не было никакой обратной связи. «Что мы только не делали, чтобы люди разговаривали с нами! В итоге мы решили выйти в люди на Red Market. А странно идти туда с пустыми руками, говоря что-то вроде «У нас есть классный блог! Давайте жить здоровее!» И мы решили делать соки». После этого дела пошли лучше, и, конечно, у девушек появились хейтеры (недоброжелатели, ненавистники, враги, от англ. hate — «ненавидеть» — ред.) — некоторые даже пытались вымогать деньги.

У Елены Рэмбо похожие ситуации тоже возникают: «Был один человек, который под ником Клод Моне писал мне пошлые сообщения или отправлял фотографии картин в реалистичной манере с подписью: «Эй, ты, сможешь скопировать?» Что можно ему объяснить, если для него верх совершенства — уметь что-то скопировать?»

А Константину Няшину даже пришлось прекратить из-за подобных явлений один проект. «Когда я вернулся в Пермь, мы с друзьями устроили вечеринку на крыше, собрали 70 друзей. Через год на такой крыше было почти 700 гостей. Но мы перестали этим заниматься, потому что нам позвонила незнакомая женщина и сказала, что у её матери из-за нашей вечеринки случился сердечный приступ. Мы даже не стали проверять, так ли это, просто прекратили».

Василий Вавилов придерживается такого правила: «Если у вас есть дело и нет хейтеров, значит, что-то идёт не так».

Помимо крыши Няшин занимался ещё секретным баром, который всё время возникал в неожиданных местах, и приходить туда нужно было по приглашениям. А потом уже появился «Рынок еды». «Сначала мы собирали с фермеров деньги на организацию. Представьте, совершенно незнакомые люди предлагают вам отдать им деньги. Один на нас посмотрел и сказал: «Ну вы же хипстеры, значит, всё будет хорошо». «Честность — новый тренд», — считает он. И именно фермерство хорошо это иллюстрирует.

«Недавно ездила в Москву на форум стартапов, — рассказывает одна из сестёр — основательниц Healthy Bar, — там свою продукцию представляла девушка-фермер, которая рассказывала обо всех этапах производства, — очень прозрачная политика. Рынок — это ведь всегда ещё и площадка для общения».

В качестве новых трендов молодые предприниматели назвали ещё и образование: «Если вы сейчас учитесь, я вас поздравляю, а если нет, то вы скоро будете учиться», — пророчествует Няшин.

Тренд «непривязанности к месту», конечно, отметил путешественник Василий Вавилов.

Главное, что объединяет все эти разрозненные тенденции, — душевность, искренность, которые вроде бы совсем не вяжутся с обогащением. Действительно, пока на таких «честных» проектах заработать много не получается. Создатели блога об Урале иногда снимают рекламу, Елена Рэмбо летом красила школьные стены, Алёна Кобылянская и Константин Няшин параллельно занимаются другими своими проектами. Постоянную прибыль приносит только Healthy Bar, но и её сёстры постоянно вкладывают в закупку оборудования.

Тем не менее каждый из них создал бизнес-проект почти без начального капитала.

«Актив проекта — это не сам проект, а человек, который его создаёт», — считают главные трендсеттеры этого вечера.

И всё-таки насколько живучи эти проекты — неизвестно. Мода на здоровый образ жизни может пропасть в скором времени — уж слишком долго держится. И это только один из рисков. Но трендсеттеры не унывают. «Я как-то раз из Лондона до Парижа доехал на велосипеде, и у меня не было ни насоса, ни заплаты на колесо, — рассказывает Константин Няшин. — И я ни разу его не проколол. Так что главное — не думать о неприятностях».

Ну да. Они же хипстеры, значит, всё будет хорошо.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться