1978 | Выставка Александра Репина в Пермской государственной художественной галерее

Плюсануть
Поделиться

Сегодня имя художника Александра Репина (1925—1997) широко известно. Более того, он, можно сказать, знаменит. Широкая слава пришла после смерти художника, но и при жизни он был известен, правда, в узких кругах.

Александр Репин
Александр Репин на фоне одной из своих экспериментальных картин

Он писал мощные и яркие картины, которые несколько проигрывают в репродукциях, зато «вживую» производят сильнейшее впечатление. Но не это главное. Основное в том, что он нашел свой язык — то, чего хотят все люди искусства, но почти ни у кого не получается. И именно поэтому он перешагнул местные рамки, да и, если честно, никогда в них и не был. Он  разговаривал с вечностью на ее языке, на той же волне, что поэт Николай Рубцов и кинорежиссер Андрей Тарковский.

Его персональная выставка, которая открылась в ПГХГ в 1978 году, была первой, на которой он показал свои новые работы.

Восстановить атмосферу той выставки можно по книге отзывов. Всего в книге 93 записи, из которых 49 — условно говоря — большое спасибо, а остальные: «это не искусство», «безжизненно», «мой ребенок рисует лучше».

Это был скандал.

Сначала закрыли для зрителей зал, где висели экспериментальные работы Репина, а через несколько дней всю экспозицию сняли.

13 марта 1978 года вышла разгромная статья об этой выставке. Причем, даже не в газете «Звезда», а в «Вечерней Перми» под заголовком «Зрители дают свою оценку» и Репин стал прокаженным. Для художника это был огромный удар.

Несмотря на то, что на Репине было поставлено клеймо формалиста, растирать в порошок его не посмели, хотя могли. Все-таки он был участником войны, а тогда это было разновидностью охранной грамоты. Кроме того, в его работах чувствовались магия и сила. А магию советская власть все-таки уважала, даже несоветскую. Хотя и не поддерживала: Репину пришлось снова выживать. Заказов, из которых и состоял основной доход художника в советское время, ему давали столько, чтобы он только не умер с голоду — примерно три больших картины по 700 рублей в год. Минус стоимость кистей, холста, красок и получается, что доход Репина составлял примерно 60, максимум 70 рублей в месяц. Если бы в Перми был художественный рынок! Но его не было. Откуда ему взяться в закрытом городе.

Прорыв произошел в начале 90-х. Немцы из ФРГ закупили за очень большие по тем временам деньги пять работ Репина и предложили продать им еще пятьдесят картин. Тот подумал и отказался. К бедности уже привык, а лучшее отдавать за рубеж… Люди того поколения были настоящими патриотами.

Разглядели наконец-то работы Репина и в Пермской художественной галерее и тоже кое-что купили. Для Репина это было очень важно: ПГХГ приобрела как раз те самые экспериментальные работы, из-за которых была закрыта выставка 1978 года.

Следующая персональная выставка Репина в ПГХГ состоялась уже в 1995 году. Она была триумфальной. Работы, за которые его ругали в 1978 году были признаны гениальными.


Плюсануть
Поделиться