1959 | Запуск в серию турбовинтовых двигателей для вертолетов МИ-6

Плюсануть
Поделиться
вертолет-МИ-6
Вертолёт Ми-6
Фото:  Архив ИД «Компаньон»

В этом году на пермском моторостроительном комплексе вошли в серийное производство сразу два двигателя, прославивших советскую авиацию на весь мир: Д-20П — турбореактивный двухконтурный двигатель для пассажирских самолетов ТУ-124 и Д-25В турбовинтовой для вертолетов Ми-6. Оба двигателя были созданы в Пермском ОКБ Павлом Соловьевым (1917—1996) и стали новым словом в мировом двигателестроении.

«Изготавливающий эти двигатели завод имени Я. М. Свердлова вернул себе место одного из лидеров моторостроения пассажирской и транспортной авиации, включая вертолеты», — скромно пишут авторы книги «Пермский моторостроительный», изданной в 1978 году, опустив драматическую историю перехода предприятия от поршневой к реактивной авиации. По сути, после войны завод оказался в арьергарде, но  эти двигатели изменили всё, в том числе и расстановку сил в мире.

К примеру, кодовое наименование вертолета «Ми-6» в классификации НАТО — hook, что в переводе обозначает хук. Так в боксе называют боковой, нокаутирующий удар сбоку.

Журнал «The Еconomist» в те годы писал: «Американская промышленность не может противопоставить что-либо советскому Ми-6 (…) или Ми-10».

Зарубежная пресса не скупилась на эпитеты: о вертолете Ми-6 они писали на первых полосах, употребляя в заголовках эпитеты «гигант», «исполин» и «король» и т.д.

При этом, Ми-6 создавался как «новое средство переброски войсковых соединений (...) почти всех видов дивизионной артиллерийской техники» Советской Армии, а стало универсальным транспортным средством. В частности, их использовали для поиска и спасения экипажей космических аппаратов, для борьбы с лесными пожарами, для транспортировки разборных буровых установок и другого оборудования нефтеразведки, что, кстати, решающим образом способствовало освоению удаленных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На Ми-6 было установлено 16 мировых рекордов, в том числе и рекорд скорости — 340 км/час. Тогда считалось немыслимым, чтобы вертолеты летали быстрее 300 км/час.

Двигатель Д-20П стал не менее легендарным. Уже в 1961 году первый пассажирский самолет, работающий на этих двигателях прилетел из Москвы в Пермь. Полет занял один час 20 минут — фантастическое время, если учесть, что в те годы из Перми даже до Березников добирались на поезде чуть ли не десять часов. А железнодорожный путь от Перми до Москвы занимал 36 часов.

С этого времени Пермь стала районом Москвы: пермских специалистов вызывали в столицу по любому случаю. У Пермского моторного завода для таких целей даже был свой авиаотряд.

Но эти двигатели стали всего лишь пропуском в Большую авиацию. настоящие большие победы были, все же, впереди. Так, по-настоящему легендарным советским вертолетом стал Ми-8, вертолетный редуктор для которого и двигатели стали серийно производить в Перми с 1965 года. Их охотно покупали шейхи, премьер-министры и миллионеры. Специально для них салоны делали по спецзаказу — с позолотой, обивкой бархатом, кожей и красным деревом. Но это — экзотика, в основном же, Ми-8 шел в стандартной комплектации, зато во многие страны мира.

Рассказывают, что на деньги, полученные от экспорта вертолетных редукторов, построен весь Комсомольский проспект. Это неправда, но стоит отметить, что в экономике региона того времени машиностроение играло ключевую роль.


Плюсануть
Поделиться