Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Пуск лысьвенского турбогенераторного завода

Поделиться

Документация для строительства этого завода была готова к началу 1941 года, тогда же начались мероприятия первого цикла: стали осваивать выделенную землю, но не успели. В войну на этой территории раскинутся картофельные поля лысьвенцев и эвакуированных.

лысьва

Лысьвенский турбогенераторный завод, начало 1950-х годов
  Государственный архив Пермского края

Стройка начнётся только в конце 1940-х годов. В 1953 году Лысьвенский турбогенераторный завод вступит в строй — будет выпущена первая продукция. Огромным спросом, как теперь говорят — хитом продаж, стали пользоваться небольшие гидрогенераторы, которые массово устанавливались в сёлах, куда линиям ЛЭП ещё предстояло прийти.

По воспоминаниям, «условия работы были удручающими. Завод представлял собой перекопанную строительную площадку, дорог и тротуаров не было — в сырую погоду по заводу и по его территории ходить можно было только в сапогах». Работали круглосуточно — в три смены. Котельной не было, и зимой в один из корпусов для поддержания тепла поставили два паровоза. Они страшно дымили, но температура в помещении была около ноля градусов.

Партия требовала наладить выпуск ТНП. Лысьвенский завод хотел бы производить пылесосы или вентиляторы, но в силу разных причин выбрать пришлось утюги, которые пользовались бешеным успехом. Легендарным стал утюг «Лысьва-67», который с небольшими изменениями выпускался вплоть до 1989 года.

Помимо основного производства совнархоз постоянно нагружал завод и другими заданиями — только лысьвенское предприятие, единственное в области, имело уникальное металлообрабатывающее оборудование, способное производить и тормозные колодки для автомашин, и навесные орудия для тракторов, и нестандартное оборудование для шахт и целлюлозно-бумажных комбинатов.

Событием в промышленной жизни страны стал выпуск Лысьвенским турбогенераторным заводом в начале 1970-х турбодвигателей серии СТД, которые устанавливались на нефтепроводы. Спрос был оглушительным: нефтепром даже пожаловался в Совмин СССР на ЛТЗ, который физически не мог справиться с заданием. В итоге там провели реконструкцию, построив, по сути, новый завод.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться