Алёна Морозова


Как поделиться непосильной ношей

Депутаты обсудили возможное перераспределение полномочий между муниципалитетами и сельскими поселениями

Поделиться

Заседание комитета краевого ЗС по государственной политике и развитию территорий прошло в селе Лобаново Пермского района, где кроме депутатов собрался солидный кворум из глав муниципальных районов и сельских поселений Прикамья, входящих в Ассоциацию «Согласие». Глава Пермского района Александр Кузнецов охотно демонстрировал гостям новый современный Дом спорта, буквально нашпигованный современным оборудованием и тренажёрами, Детскую школу искусств, где действует шесть отделений, вплоть до уникального отделения музыкальных компьютерных технологий.

Уже во время экскурсии речь зашла о том, что создание условий для организации досуга и реализация качественных проектов в сфере культуры сельским поселениям не под силу. В ходе заседания комиссии разговор был продолжен. Историю вопроса изложил вкратце председатель комитета ЗС по государственной политике и развитию территорий Александр Бойченко. В мае 2014 года был принят Федеральный закон №136-ФЗ, который пришёл на смену №131-ФЗ («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и внёс изменения, связанные с ограничением количества вопросов местного значения, решаемых на уровне сельских поселений. Вследствие принятия закона за сельскими поселениями из 39 вопросов местного значения оставлено 13. Но при этом федеральный закон предоставил право регионам самостоятельно закреплять за сельскими поселениями дополнительные вопросы местного значения.

В декабре 2014 года был принят краевой закон №416-ПК, который закрепил за сельскими поселениями 19 дополнительных вопросов (один из них был исключён в феврале 2016 года). В результате сегодня сельские поселения исполняют 31 полномочие местного значения вместо 39. Но главы муниципалитетов предлагают этот перечень пересмотреть.

Первый заместитель министра территориального развития Пермского края Светлана Усачева подтвердила актуальность проблемы. «С учётом имеющихся экономических условий, финансовых возможностей местных бюджетов и уровня квалификации кадров нам необходимо понимать, на каком уровне района или сельского поселения решение того или иного вопроса местного значения будет наиболее эффективно. Перераспределение повлечёт за собой и изменение межбюджетных отношений, договорных, имущественных отношений между муниципалитетами и сельскими поселениями и, разумеется, изменение бюджетного процесса, который существует в Пермском крае», — пояснила она важность задачи. При этом призвала отнестись к перераспределению полномочий взвешенно, «без кардинальных переворотов», чтобы не нарушить бесперебойную работу объектов коммунальной, дорожной, социальной инфраструктур и не снижать качество предоставления муниципальных услуг.

Глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов подчеркнул: где бы ни были закреплены полномочия — в субъекте Федерации, муниципалитете, поселении, — на их реализацию нужны деньги.

«В большинстве муниципальных районов в последние два—три года резко возросли текущие расходы за счёт интенсивного строительства детских садов, десятка спортивных комплексов и ФАПов. Межбюджетные отношения никто не пересчитывал. Большинство глав муниципальных районов совершенно точно понимает, что электро-, газо-, тепло- и водоснабжение должны перейти на уровень муниципального района. Конечно, от этого денег не станет больше, но у муниципалитета появится люфт от консолидации бюджета», — уверен руководитель.

Глава крупнейшего муниципального района Прикамья доказывал, что сейчас районы и поселения остановились в развитии. Разделение полномочий сломало выстроенную управленческую вертикаль. У каждой территории свои правила игры. «Не может быть в одном районе разных правил игры. Должны быть единые правила, единая идеология. И спорт, и культуру от поселений надо забирать, поднимать на уровень района», — доказывал Кузнецов.

Участники дискуссии заговорили и о целесообразности вернуться к вопросу объединения поселений для того, чтобы консолидировать финансовые, управленческие, кадровые ресурсы, что позволило бы реализовать полномочия более качественно.

«Все территории находятся в разных условиях, а законодательная база едина. Ясно, что эта модель работает очень плохо. Спортивные, дошкольные и школьные объекты накладывают на поселения дополнительные обязательства, в результате они получают неразрешимые финансовые проблемы. Перед нами стоит очень сложная задача — соблюдая федеральное законодательство, выработать такую модель распределения самостоятельности территорий края, чтобы учитывалась их специфика, особенности», — предлагает депутат краевого заксобрания Андрей Колесников.

По словам парламентария, хотя заседание комитета не дало ответа на все вопросы, они были очень точно сформулированы и стали намного понятнее депутатскому корпусу.

Александр Бойченко, председатель комитета по государственной политике и развитию территорий Пермского края:

— Обсуждаемые сегодня проблемы постоянно находятся на контроле у нашего комитета по государственной политике и развитию территорий. Мы стараемся создать в крае эффективную модель распределения полномочий между муниципальными районами и сельскими поселениями, которая должна постоянно совершенствоваться.

Очередное заседание комитета интересно тем, что проходит на территории сельского поселения Лобаново, где недавно провели объединение трёх сельских поселений в одно. И мы воочию увидели результат. Организационные вопросы здесь стали решаться быстрее, эффективнее.

Площадка собрала большое количество заинтересованных людей, которые получили возможность поговорить на эту злободневную тему. Дело в том, что поселения разные, а закон один. Мы не можем, к сожалению, одновременно в одном законе сформулировать для сельских поселений разные условия, поэтому всегда будем сталкиваться с проблемами.

Хорошо, что мы снова обсудили вопрос передачи с уровня сельских поселений на уровень района обеспечение населения электро-, газо-, тепло- и водоснабжением. Денег у поселений становится меньше, они при всём желании уже не могут решать эти задачи. Так, если взять консолидированные бюджеты девяти муниципальных районов, входящих в ассоциацию «Согласие», то по итогам 2015 года практически во всех этих территориях доходы сельских поселений снизились и составили лишь 88% от уровня 2014 года.

У районов больше полномочий и денег, чтобы вести эту работу. Задача состоит в том, чтобы наладить более тесное взаимодействие между главой, администрацией района и главой сельского поселения. Если мы это сделаем, то многие вопросы можно будет решить даже в существующей конфигурации федерального закона (хотя он не совершенен) и закона Пермского края о распределении полномочий.

В то же время, если мы передаем полномочия, мы должны обеспечит их финансирование. В данном случае выход нашли: часть налогов, которые до сих пор были на уровне поселений, передать на уровень центра. Поселения в большинстве своём на это согласны, поскольку ряд полномочий для них — непосильная ноша.

Действительно, анализ, проведённый Контрольно-счётной палатой Пермского края, показывает, что на сегодня в 17 из 40 муниципальных районов пришлось увеличить дотации сельским поселениям из районных бюджетов, а в шести районах дотации выросли более чем на 20%. Например, в Сивинском, Юрлинском, Оханском.

Комитет решил рекомендовать Совету муниципальных образований Пермского края рассмотреть возможность исключения из перечня вопросов местного значения сельских поселений два пункта: «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры» и «обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного и массового спорта».

Депутаты также рекомендовали органам местного самоуправления муниципальных районов рассмотреть возможность компенсации выпадающих доходов сельских поселений в связи с утратой доходов от продажи и аренды земельных участков.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться