Ирина Климова


Игры ума

Поделиться

У каждого пермского школьника и даже дошкольника есть возможность попробовать себя в олимпиадном движении. Победы в предметных состязаниях гарантируют ребятам получение бесплатного высшего образования, что является мощным стимулом для участия в них, если учитывать государственную политику сокращения бюджетных мест в российских вузах. Не исключено, что в обозримом будущем они исчезнут вовсе. Участие в международных олимпиадах позволяет попасть в списки желаемых студентов многих стран мира, где ценят ум и талант.

Участие в олимпиадах даёт школьникам несколько преференций. Во-первых, возможность зарабатывать собственным умом. Победители и призёры заключительного (всероссийского) этапа олимпиады получают премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Победителям краевого этапа предметных олимпиад в этом году будут вручены региональные премии в размере 60 тыс. руб., призёрам — 20 тыс. руб. Во-вторых, возможность поступить без вступительных испытаний в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с профилем олимпиады. В-третьих, возможность определиться со своим призванием. Участвуя в предметных соревнованиях, школьники начинают понимать, чего они хотят и куда им надо двигаться. Таких ребят, конечно, единицы, но они есть, в том числе в Перми.

Василий Югов, ученик 10-го класса школы №146 с углублённым изучением математики, физики и информатики, стал в этом учебном году победителем Всероссийской олимпиады по экспериментальной физике. Причём победу он одержал среди 11-классников и теперь имеет все шансы принять участие в международной олимпиаде, которая пройдёт в июле в швейцарском Цюрихе. Бытует мнение, что олимпиадники — «ботаны» и «все в себе», то есть, переводя на русский язык, люди, погружённые в науку и ни на что другое не отвлекающиеся. Поэтому было приятно обнаружить, что Василий не только занят теоретической и экспериментальной физикой, но ещё и смотрит сериал «Шерлок», а также любит читать фэнтези и фантастику. В числе его любимых книг — «Гарри Поттер», «Властелин колец» и произведения братьев Стругацких. Культура хороша для общего развития, полагает наш герой, но в научной деятельности она не помогает.

Василий Югов

  Константин Долгановский

— Скажи, пожалуйста, когда у тебя появился интерес к физике?

— Когда я был маленьким, со мной много занималась моя бабушка, и во втором и третьем классах я принимал участие в олимпиадах по математике. Интерес к физике возник, только когда я поступил в эту школу (в школу №146 принимают с седьмого класса — ред.) и пришёл на занятия к Сергею Евгеньевичу Полянскому. Он очень хороший учитель, может пробуждать интерес к своему предмету, на уроках рассказывает много разных историй и интересных фактов из физики.

— Что необычного было на олимпиаде по экспериментальной физике?

— На обычной олимпиаде есть два тура: теоретический и экспериментальный. Здесь было три экспериментальных тура, в ходе которых нужно было провести шесть экспериментов. Например, опыт по измерению угла поворота оси поляризации света при прохождении через глюкозу или опыт по нахождению сопротивления воздуха.

— Чем планируешь заниматься в дальнейшем, где планируешь получать профессиональное образование?

— Мне бы хотелось заниматься наукой, физикой, а чем конкретно — я пока не решил. Учиться буду или в МФТИ, или в американском вузе.

Василий Югов

  Константин Долгановский

— Для чего ты принимаешь участие в олимпиадах?

— Мне это нравится. Если ты победитель всероссийской олимпиады, то уже можешь поступать в любой вуз России и получить президентскую премию. Победа в международной олимпиаде не даст мне ничего, кроме медали. Я участвую в ней ради личного интереса и Сергея Евгеньевича.

— Чем тебе нравится сериал «Шерлок»?

— Сюжетом, интересными загадками, игрой актёров, тем, что события перенесены в наши дни.

— Сейчас много говорят о том, что образование должно меняться, что оно должно готовить выпускников к профессиям будущего. Что думаешь по этому поводу?

— Согласен, что многое из того, что мы проходим в школе, вряд ли как-то пригодится в будущем. Но это ведь здорово, что, выходя из школы, люди знают и биологию, и физику, и химию на достаточном уровне и умеют грамотно писать. Хотя в будущем зачем грамотно писать? Ведь за тебя исправит программа, в которой ты набираешь текст.

Василий Югов

  Константин Долгановский

— Ты слышал, что в Финляндии собираются переходить от преподавания отдельных предметов к преподаванию тем, в которых будут соединены разные предметы?

— По-моему, в школьном курсе странно так делать. Та биология, которую мы проходим, никакого отношения к физике не имеет, и никакого пересечения у этих предметов нет. Это как ввести естествознание во всех классах, и дети не будут знать ни того, ни другого.

— Общаясь с одарёнными подростками, задаю им вопрос о том, какой они видят свою будущую семью. Многие отвечают, что не хотят её создавать, что хотят заниматься только наукой. Ты что скажешь?

— Я хочу иметь семью, умную и добрую жену, детей. Это стоить сделать любому человеку.

«Я совершу великие открытия»

Наша вторая героиня, Даша Дягилева, намерена целиком посвятить себя науке. В прошлом году, учась в 10-м классе, она стала бронзовым призёром IX Международной олимпиады по наукам о Земле. Среди её конкурентов, съехавшихся в Бразилию, были школьники из 44 стран мира. В пермской школе геологию не преподают, знания по этому предмету Даша получает в профильном кружке.

— Даша, как ты попала в геологический кружок?

— Сначала у меня была проблема — мне не подходила ни одна секция. Я ходила в бассейн, на ушу, на ритмику, на танцы, на рисование. У меня получалось, но мне было неинтересно. Мы всё думали с родителями, куда бы меня отправить, и папа предложил геологический кружок. Нашли через интернет два таких кружка в Перми, я выбрала один из них, записалась и стала ходить. Это было в шестом классе. Мне понравилось, а потом — стало нравиться ещё больше!

— Когда ты написала первую научную работу?

— Ну, сначала это был скорее детский лепет! Началось всё с третьего класса, когда в школе была научно-практическая конференция. Мы с папой перед этим летом ездили в Предуралье и там собрали всякие окаменелости и по ним писали работу. И я её хорошо защитила в школе.

В геологическом кружке первые два года были скорее развлекательными, а вот в восьмом классе я приняла участие в краевом геологическом слёте и заняла там много призовых мест по разным дисциплинам и в личном зачёте вышла на второе место. Все очень удивились. После этого руководитель нашего кружка стала готовить меня к разным олимпиадам. Это и олимпиада нашего университета «Юные таланты», и Уральская открытая геологическая олимпиада, и олимпиада МГУ «Ломоносов». Потом, уже в девятом классе, была открытая региональная олимпиада школьников по геологии «Геосфера» в Санкт-Петербурге.

Тогда же я принимала участие в проекте «Пермский период», работала с краеведческим музеем, писала статьи для гидов. После этого поехала в Новосибирск на региональную открытую Сибирскую геологическую олимпиаду школьников и получила там диплом второй степени.

Ещё я принимала участие во всероссийской олимпиаде «Земля и человек» и заняла там второе место. В результате участия во всех олимпиадах я получила региональную премию «Юные дарования Прикамья» — чуть больше 11 тыс. руб.

— А как ты попала на международную олимпиаду?

— В 10-м классе я вновь поехала в Санкт-Петербург на олимпиаду «Геосфера», а у них есть традиция — они возят преуспевших ребят на международные состязания по геологии. Это могут быть победители, призёры и даже те, кто немного не дотянул, но получил очень хорошие баллы. Пермяки уже принимали участие в международной олимпиаде. Например, из нашего кружка был Лёша Тюрин, он ездил в Аргентину или в Италию, не помню.

В прошлом году я стала призёром и попала в число участников IX Международной олимпиады по наукам о Земле. Так как участие в этой олимпиаде не поддерживается Министерством образования и науки РФ, организационный взнос собирало Российское геологическое общество через социальные сети, а билеты до Бразилии и обратно оплачивали родители. Я летела по маршруту Пермь — Москва — Мадрид — Сан-Паоло — Лондон — Москва — Пермь.

В олимпиаде принимали участие команды из 44 стран мира. Нас разбили на международные команды по семь-восемь человек, после этого вывезли на какую-то ферму. Там мы собрали материалы и информацию и должны были представить проект со своими выводами о том, где плодороднее почва, на пашне или в лесочке, делая анализ гумусового слоя и глинистого.

— Из каких стран были ребята в твоей команде?

— Из России, Бразилии, США, Израиля, Казахстана, Германии, Тайваня.

— А какие испытания были в личном зачёте?

— Это были соревнования по петрографии. Нас вывозили на водопады, и мы собирали образцы горных пород на разных участках для проведения исследования о том, как развивалась геология этого района. Ещё нас снова вывозили на ферму, но уже в индивидуальных соревнованиях, мы выполняли задания по астрономии, метеорологии. Олимпиада шла несколько дней, было два командных соревнования и несколько индивидуальных. В результате всего я получила бронзовую медаль.

— Кто взял золото?

— Ребята из азиатских стран, они традиционно побеждают. Некоторые объясняют это тем, что у них геология в школьной программе, и поэтому они приезжают более подготовленными. Мы же занимаемся факультативно, в кружках.

— Что показалось самым сложным на олимпиаде?

— Терминология на английском языке. Я её не знаю. Я говорю на английском, но терминологией не владею. Педагоги, которые нас сопровождали, переводили для нас задания. Но общаться с педагогами было нельзя, они были отдельно от нас.

— Какие чувства ты испытала, когда получила бронзовую медаль международной олимпиады?

— Я была очень счастлива, потому что это большое достижение не только для меня, но и для нашего кружка, для города и для всей России. Это подтверждение нашего статуса. Но я очень устала, потому что мы полностью выкладывались, вернулась домой совсем без сил — и заболела, но уже через неделю восстановилась.

— С кем-то из ребят поддерживаешь отношения?

— Да, мы общаемся с мальчиком Мишей из Рыбинска, он был в нашей команде, но познакомились мы два года назад во Владивостоке, куда мы ездили нашим кружком, а он там был со своим геологическим кружком. Дорогу оплачивают родители, а на месте мы обычно выполняем какие-нибудь задания для геологических экспедиций: сбор образцов, описание местности и т. п.

Поддерживаю связь с нашим бразильским куратором Винициусом. Он был очень хорошим куратором, водил нас на экскурсии в Посес Декальдос, это городок, в котором мы жили, он в 200 км к северу от Сан-Паоло.

— Где вы жили и чем питались?

— Мы жили в шикарном отеле, прямо как короли. Еда была международная, шведский стол. Но были и жареные бананы, кстати, это очень вкусно. Там был ещё очень вкусный необычный фрукт, я не знаю, как он называется, это нечто среднее между ананасом, морковью и дыней.

— Как тебя встретили в кружке и в школе?

— Все очень радовались моему успеху, меня выдвинули на премию «Гордость Прикамья», а я привезла всем сувениры — камни.

— Ты уже знаешь, куда будешь поступать?

— Да, в МГУ или в СПбГУ. Наш университет — это уже не тот уровень.

— А за границей не хотела бы поучиться?

— Наверное, я назвала бы себя патриотом в этом плане. Не хочу учиться за границей, чтобы мои достижения шли на счёт какой-то другой страны.

— Ты готова уехать из дома? Жить в общежитии? Готовить?

— Да, когда мы ездим, как раз и живём в студенческих общежитиях. Мне понравилось общежитие МГУ. Готовить я не особо умею, но кашу в походе варю. А вообще, есть интернет.

— Ты планируешь аспирантуру? Замужество и детей?

— Про аспирантуру пока не знаю, а замужество и детей — точно нет.

— Что же после тебя останется?

— Великие открытия, которые я совершу для человечества.

— Что можешь пожелать ребятам, которые хотели бы достичь таких же успехов, как ты?

— Найти то дело, которое им интересно, а потом поставить себе цель. Например, мы с Мишей из Рыбинска захотели встретиться, а для этого надо было вместе поехать на международную олимпиаду. И у нас это получилось.

И ещё — родителям надо поддерживать своих детей.

«Пробуйте! Пытайтесь!»

К нашему общению с Василием присоединился тот самый легендарный Сергей Евгеньевич Полянский. Учитель, которого любят, уважают, даже обожают и немного боятся. Мы обсудили с ним тест PISA, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000—2009, лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. Из европейских стран в десятку лидеров попали Финляндия и Нидерланды.

— Сергей Евгеньевич, как вы оцениваете грядущую реформу системы финского образования?

— Достаточно посмотреть на результаты участия финнов в олимпиадах по биологии, физике, математике, и станет понятно, что эта модель не работает. В исследованиях качества образования всё зависит от критериев. Например, у некоторых вузов Швейцарии или Германии рейтинг выше, чем у нашего физтеха (МФТИ). Но, с точки зрения профессоров Принстона или Калифорнийского института, оценка нашего физтеха настолько высока, что он должен находиться в первой десятке. А оценки в рейтинге — результат низкой цитируемости специалистов вуза. Поэтому опираться на рейтинги я бы не стал, можно посмотреть на рейтинги пермских школ и увидеть там высокие оценки. Но ведь раньше за половину выполненного задания на экзамене ставились тройки. Если применить тот критерий сейчас, то 87% выпускников пермских школ вообще не сдадут математику, а 85% не будут аттестованы по физике.

— Какие дети становятся олимпиадниками?

— Те, кто участвует в олимпиадном движении, прежде всего хотят доказать сами себе, что могут это сделать на самом высочайшем уровне. И ощущение, что ты — один из лучших в мире, стоит дорогого. Это исподволь присутствует у каждого человека. Без этого качества никогда человек не будет олимпиадником высокого уровня. Это самое главное. Победа в международной олимпиаде позволяет попасть в списки желаемых студентов многих стран мира, где ценят ум и талант.

— Вася сказал, что рассматривает вариант обучения в Америке. Это возможно?

— Без всяких проблем. Приведу в пример своего бывшего ученика Федю Попова, он учится на втором курсе магистратуры на физтехе и занимается квантовой теорией поля. Он входит в десятку самых цитируемых студентов технических вузов мира. Он в списке цитируемости в обнимку стоит с нобелевским лауреатом Хиггсом, который открыл бозон. Фёдор уже выступает на конференциях, спорит, уезжает доучиваться в Принстон, куда его пригласили, на пансион и бесплатное посещение любой библиотеки, включая Библиотеку Конгресса США. Через три года он получит научную степень доктора и ему будут открыты двери во все вузы мира. Получит грант в размере $3 млн и возможность самому выбирать тему и набирать сотрудников для своей лаборатории.

— А Вася сможет пойти по стопам Феди?

— Он пойдёт по своим стопам и, скорее всего, дальше, чем Федя. Вася уникален не только своим талантом, одарённостью и работоспособностью, но и набором человеческих качеств: порядочностью, скромностью и уважительным отношением к окружающему миру, начиная от букашки и кончая человеком. Это редко для такого уровня интеллекта. Эти человеческие качества — самое главное, чего, в принципе, у большинства людей его уровня нет, к счастью или к сожалению.

— А от чего зависит интерес ученика к науке и к олимпиадам?

— Это зависит от самого человека и от его окружения. На начальном этапе интерес к предмету всегда преломляется через учителя. Если учителя принимают, то начинают интересоваться предметом. Если начинают интересоваться предметом и что-то становится понятным в этом предмете, это вызывает интерес. Если предмет становится непонятным, то это всегда вызывает отторжение. И человек просто отодвигает этот предмет в сторону. В олимпиадное движение и в науку идут те люди, которым это прежде всего нравится. Всё ведь основано на интересе. Даже денежная составляющая на этом этапе уходит на второй план. Прежде всего — интерес. И когда человек понимает, что у него в этой области что-то получается, — ну, это здорово! Он тогда с радостью идёт в лабораторию или библиотеку и делает свою работу. Если для мужчины работа в радость — это половина мужского счастья.

— Физику можно изучать раньше седьмого класса?

— Физику начинают изучать значительно раньше. У меня есть внук, ему пять лет. В три года он научился читать, в четыре — считать, складывать и вычитать в пределах тысячи, его никто этому не учил. А когда он приезжает на дачу, то может долго наблюдать за муравьями, исследовать, а это уже занятие физикой. Ведь физика — это наука об окружающем мире, о нас, о нашем месте внутри этого мира. Начинать в седьмом классе изучать физику — это нормально, человек уже имеет свой маленький опыт за счёт созерцания, анализа простейшего, владеет набором простейших математических операций, может что-то измерять, описывать. А то, что мы начинаем изучать физику сызмальства, — это естественно. Можно заниматься чем угодно — главное, чтобы это было интересно.

— Как, по вашему мнению, должна выглядеть идеальная школа?

— Всё очень просто. Во-первых, эта школа должна быть полностью избавлена от давления извне. От глупости, связанной с прогнозом результативности. Скажем, в этом году математику сдали на 75 баллов в среднем, в следующем году — надо на 76,5 балла, не меньше. Это же бред обыкновенный. А у нас идут на это.

Во-вторых, администрация школы должна быть подобрана так, чтобы для неё главным в работе было построение комфортной среды для учителей и учеников и подбор кадров. Кадры решают всё. Кадры профессиональные, которые во главу угла ставят высшую форму авторитета ученика. Остальное всё можно сделать. К сожалению, воплотить эти идеи у нас сейчас нереально. Образование на наших глазах рушится. 15 лет назад в региональной олимпиаде по физике в каждой параллели принимало участие по 60 человек, и примерно половина из них показывала достойные результаты. Это были дети со всего края, тогда — со всей области. Сейчас количество школьников, которые выходят в региональный тур, — от 12 до 14 человек в каждой параллели (во Всероссийской олимпиаде принимают участие ученики 9—11-х классов — ред.).

— Почему так происходит? Дети ведь глупее не становятся?

— Дети — нет. Сейчас нет ни мотивации к хорошей учёбе у детей, ни желания работать у учителей. Многие учителя возрастные, и у них просто нет сил. У других — очень низкая квалификация. Учителя вынуждены при низком почасовом плане готовить детей к сдаче на проходной балл ЕГЭ. К такому результату приводит и снижение авторитета учителя, уровень его заработной платы, постоянные оптимизации с увеличением интенсивности труда — всё это ведёт к разрушению образования. Очень грустная ситуация. А дети… Тут всё нормально. Количество талантливых детей примерно одно и то же из года в год. Проблема заключается в том, что из потенциально одарённых детей в хорошие руки попадают единицы. Другие попадают в нерезонирующую среду и начинают идти вниз, вниз, вниз, не развиваются. Чтобы ребёнок развивался, взрослому надо не только знания давать, но и душу вкладывать, переживать, сострадать, радоваться, плакать, вот тогда будет толк. Кто сейчас пойдёт на это, когда стоит задача выжить?

— Что же делать? Может, клонировать хороших педагогов? Например, Полянского.

— Клонируй не клонируй, хороших учителей, хороших врачей и других классных профи всегда будет немного. Образование, наука, медицина — в этих областях должно быть творчество. Этому нельзя научить. Кстати, в своё время я хотел быть врачом-гинекологом, готовился к поступлению в медицинский вуз и изменил решение за какие-то полчаса. Представляете, каким бы я был врачом?

— Хорошим?

— Нет, классным! Я до сих пор вижу сны, в которых я — врач.

— То есть, когда вы передумали быть врачом, вы решили стать учителем?

— Нет, в школу я пришёл уже матёрым взрослым мужиком, в 31 год, имея опыт работы начальником лаборатории, инженером конструкторского бюро, я никогда не планировал быть учителем.

— И тем не менее стали одним из лучших учителей…

— Да перестаньте! Я стал тем, кем стал, благодаря тому, что любил учиться у детей. Я большему научился у них, чем они у меня. Потому что мне попадались такие достойные дети! Мне просто везло на хороших учеников. Самые лучшие ученики попадались мне. Все лучшие были у меня. Это очень просто. Вот Вася — отличный пример.

— А сколько у вас было таких гениальных детей?

— За 30 лет работы с десяток. Эти дети потом становились лучшими в МФТИ и в МГУ. Лучшими из лучших. А мне просто повезло — лучшие попадали ко мне.

— Что вы можете посоветовать тем, кто хочет подготовиться к олимпиадам и принять в них участие?

— Надо получать базовые знания и идти чуть дальше программы, пытаться решить что-то интересное. Если это начнёт получаться, то просить помощи у учителя и потихонечку развиваться, развиваться и развиваться. Для участия в олимпиадах нужно иметь особый психологический склад. Можно участвовать в муниципальном и даже региональном туре олимпиады, но дальше для большинства стоит запрет, потому что психологической устойчивости может не хватать. Это большой спорт практически. И чтобы был результат, нужно поддерживать постоянный интерес. А это уже искусство. Очень многие этот интерес теряют. Человек не должен обращать внимание на неудачи, излишняя впечатлительность также может навредить, потому что будет присутствовать страх, который помешает раскрыться полностью.

— Что вы скажете про другие олимпиады, которых очень много, кроме Всероссийской?

— Это не олимпиады, это возможность для вузов отобрать качественный контингент, хороших ребят, которых можно обучать, не более того. К этим олимпиадам можно подготовить и среднего ученика. Настоящая олимпиада — та, которую проводит федеральное министерство образования.

— Олимпиады помогают ребятам найти своё призвание?

— Да, конечно. Приведу напоследок ещё один пример. Моя выпускница, Ксения Соловьёва, была победительницей международной олимпиады по физике, первой девушкой, которая завоевала золотую медаль на международном уровне. Сейчас она занимается физикой мозга в Японии, её научный руководитель — американец. Поэтому пробуйте, пытайтесь! Олимпиады — это очень интересно!


Любопытный факт! 

В олимпиадах для учащихся 9—11-х классов есть такие предметы, которые не входят в образовательный стандарт, например: востоковедение, восточные языки, дизайн, журналистика, история мировых цивилизаций, право, психология, электроника, инженерные науки, политология, робототехника и т. д.


Полезные ссылки!

Всероссийская олимпиада школьников;
олимпиада ВШЭ «Высшая проба»;
олимпиада МГУ «Ломоносов»;
олимпиада ИТМО;
полный список всех олимпиад на сайте Российского совета олимпиад школьников.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться