1946 | Блеск и нищета Молотовского патефонного завода

Фото: Архив ИД «Компаньон»
Владимирский граммофонный завод был эвакуирован в город Молотов и стал называться №260. Всю войну он выпускал взрыватели, а с 1945 года был передан министерству сельхозмашиностроения и стал осваивать веялки-сортировки, корнерезки и запчасти к тракторам. Но мощности простаивали. Тогда вспомнили о граммофонах. К этому времени уже были патефоны и страна остро нуждалась в них, как и во многом другом.
Технологически изготовление патефонов было на порядок выше той продукции, что завод выпускал в войну: осваивать пришлось изготовление множества деталей, литьё под давлением, шлифовку деталей, оклейку футляров и т.д. К тому же золотой фонд предприятия — инженеры и кадровые рабочие — предпочли вернуться на родину, во Владимир. Не все, но многие уехали. Только организованно было отправлено два эшелона с рабочими и членами их семей, а сколько ещё отправились самоходом!
В апреле 1946 года завод произвёл первые сто патефонов и стал называться Молотовским патефонным.
В 1947 году выпуск патефонов был доведен до 10 тыс. штук, но их производство было убыточным, а после аварии 1948 года, когда рухнули фермы перекрытия в одном из цехов, предприятие прочно обосновалось в числе отстающих. Рабочие жили в бараках, технология была отсталой, тем не менее план выполняли.
К 1954 году предприятием был выпущен уже миллион патефонов и миллиарды патефонных игл. Технологию подтянули, конструкцию довели до совершенства и, вроде бы, даже вошли в производственный ритм, но всё было напрасно — время этого музыкального аппарата уже прошло. Спрос резко упал и никакие ухищрения, например особо красивые футляры, не помогали.
В 1956 году, спустя десять лет с начала работы, производство патефонов было закрыто, а Молотовский патефонный завод был перепрофилирован на выпуск велосипедов.