В СУКСУН. К СОБАКИНУ

приезжают сотни туристов

Поделиться

Было в Суксуне два замечательных дома, посмотреть на которые съезжался народ со всего Прикамья, из соседних областей и даже из столиц: дом заводчика Каменского и дом художника Собакина. В первом ютилось семь организаций: и районный комитет по культуре, и музей, и библиотека, и много чего еще. Во втором был и есть один хозяин - тот, что своими руками его построил.

У семи нянек, как известно, дитя без глаза... Вот и сгорел уникальный особняк Каменского в стиле модерн, и до сих пор суксунские жительницы, проходя мимо пепелища, смахивают слезы. А дом Константина Собакина стоит себе на берегу пруда и становится все интереснее, все привлекательнее...

Недавно на сайтах западно-сибирских туристических агентств появились сообщения об автобусных экскурсиях в дом-музей художника Константина Собакина. Так жилье радушного художника самовольно, без спроса хозяина, стало монументом, к которому сама собой проложилась народная тропа. Художник, Константин Мильевич Собакин, между тем в этом доме просто живет вместе с замечательной, очень гостеприимной супругой Раисой Николаевной. И их, кажется, вовсе не смущают толпы туристов, которые приезжают, бывает, без предупреждения. В прошлом году у Собакиных побывало более 1 тыс. человек! Сейчас, после того как в Пермской государственной художественной галерее открылась юбилейная выставка художника, гости снова потянутся, нет сомнения.

Собакины - многовековая суксунская «достопримечательность», старожилы этих мест, основа, если можно так сказать, суксунского этноса. Кто заложил суксунский парк? Собакин! Кто сейчас единственный ведущий, корреспондент и редактор суксунского радио? Собакин!

Генеалогия знатного рода Собакиных достоверно прослежена до Марфы Собакиной, одной из несчастных жен Ивана Грозного. Их появление в Суксуне связано с «горнозаводской цивилизацией»: Акинфий Никитич Демидов, строивший Суксунский завод, привез с собой архитектора Алексея Степановича Собакина - прапрадеда художника, родоначальника суксунских Собакиных. Прадед Андрей Алексеевич был бухгалтером в демидовской конторе. В год рождения сына Николая он построил добротный дом на высоком холме, рядом с Петропавловской церковью. В этом доме родился и Константин Мильевич. Стоит дом и по сию пору, поражая прохожих и проезжих несовременной добротностью.

Дед Константина Мильевича - Николай Андреевич Собакин - всю жизнь в Суксуне учительствовал и был в царские времена возведен в почетные граждане России. Это обстоятельство, а также то, что юные революционеры и чекисты были все как один учениками Собакина, спасло вполне зажиточную семью от раскулачивания.

Все Собакины были многодетными. Многочисленные двоюродные и троюродные ответвления распространились по России, оставляя самые неожиданные следы в истории. Например, один из предков суксунского художника был земским лекарем, зафиксировавшим факт смерти ямщика-автора романса «Однозвучно гремит колокольчик». Но «корневые» Собакины - суксунские.

Многие поколения предков Константина Мильевича похоронены на погосте Петропавловской церкви. В советские времена погост снесли, и Милий Николаевич Собакин, прозванный «совестью Суксуна», дабы сохранить родные кости в родной земле, добился устройства на этом месте парка имени Героя Советского Союза суксунца Золина. А Константин Собакин изваял бюст героя, который и сегодня украшает парк.

Дом предков достался младшему брату Константина Мильевича - Владимиру Собакину, редактору суксунского радио. Казалось, что жилье на родине Константину не понадобится: он ведь после окончания художественного училища в Свердловске очень удачно устроился в Перми: получил квартиру в доме Союза художников на улице Куйбышева и мастерскую на улице Революции. С 1969 по 1972 год Собакин был председателем Пермского отделения Союза художников, входил в самые «сливки» художнического истэблишмента... Достаточно сказать, что именно он сваял советский герб, украшающий фасад здания Законодательного собрания Пермской области.

Кстати, с этом гербом связан самый, наверное, драматичный момент в разнообразной и богатой приключениями собакинской жизни. Будучи человеком дотошным, Константин Мильевич полез на верхний этаж недостроенного здания, дабы изучить будущую экспозицию. Там у него произошла волнительная встреча с оголенным электропроводом, которая чуть не стоила художнику жизни. Электрический разряд отбросил Собакина на несколько метров, и лишь чудом он не налетел на один из металлических штырей, в изобилии торчавших из бетонных перекрытий, и не свалился в ничем не огороженный зазор между плитами... «В рубашке родился», - сказал нашедший его электрик.

Благодаря вхожести в высшие круги Союза художников Собакин изъездил весь Советский Союз. Была в те времена немыслимая нынче практика: собирали бригаду художников со всего Советского Союза, строго по разнарядке, определенное число от каждой республики и от столиц, и отправляли на какую-нибудь комсомольскую стройку или в город-герой. Там художники ударно рисовали серию индустриальных пейзажей и портретов передовиков производства, после чего отправлялись в следующую «горячую точку». Так Собакин побывал на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере, в Таджикистане и в Узбекистане, в Армении и в Крыму. И казалось, уготована ему участь персонального пенсионера, почетного профессора Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества, автора полудесятка дежурных изваяний по всей Перми. Но в 1980 году Собакин решительно покинул город, оставил и квартиру, и мастерскую Союзу художников и, пожив несколько лет в деревне в Кунгурском районе, обосновался в Суксуне. На самом берегу пруда.

И... случилось нечто невероятное. Вместо того чтобы сгинуть в забвении, Константин Собакин стал легендой. Его дом, выстроенный буквально своими руками, стал «Меккой», куда приезжают и студенты, и первые лица области, и зарубежные гости. Его творческая манера, сложившаяся в общении с Федором Кузиным и Иваном Борисовым, составившими вместе с Собакиным знаменитый пермский кружок акварелистов, не только не скатилась в провинциальность, но взошла новыми плодами, поскольку, как считают искусствоведы и коллекционеры, суксунские пейзажи последних лет - вершина творчества Собакина.

Переезд случился не просто так. Ему предшествовал скандал, когда Константин Собакин был объявлен антисоветчиком. «Антисоветчик» оказался в хорошей компании искусствоведа Александра Доминяка и художника-авангардиста Мацумаро Хана, которые тоже были фактически изгнаны из Перми. Интересно, что ни для кого из них травля не обернулась творческой трагедией: все смогли реализоваться, причем после изгнания - с особенной силой. А где ныне их гонители?

Константин Собакин в Суксуне освоил множество новых техник. Резьба по дереву, скульптура из твердого камня, чеканка, витраж... Особая статья - мозаики из речной гальки, авторская техника, этакая уральская нерукотворная смальта.

Поскольку рос художник во время войны и с 13 лет работал на оборонном заводе, то руками умеет делать все. Дом свой в Суксуне сам построил по образу и подобию настоящей избы, только не из дерева, а из белого силикатного кирпича. Резные ставни, витражи, беседка и множество скульптур в «огороде», а в доме - огромный зал, увешанный картинами, по которому Собакин сам водит экскурсии, мебель, собственноручно вырезанная хозяином из цельных коряг, роскошная русская печь... Даже электрочайник Собакин собственными руками изготовил! Он ведь, между прочим, автор знаменитого суксунского самовара «Спутник» - с маленьким круглым чайничком наверху. Вот и свой домашний электрочайник сам придумал, сконструировал из латуни и рога, чеканкой украсил. Служит ему чайник ровно четверть века. И даже рецепт чая - фирменный: с душицей и еще какими-то травами. Незабываемый.

Как-то раз привезли к нему очередную экскурсию сибирских пенсионерок. Так бабульки уходить не хотели: очень уж им нравилось, что на полу - не ковры, а половики, а вместо стульев - лавки.

Искусствоведы, художники, коллекционеры из Перми бывают здесь постоянно. Среди них, например, «пермский Третьяков» Виктор Селиванов. Он, уж на что разборчив и предпочитает полотна проверенных классиков, но собакинские знаменитые акварели, с их мягкими формами и «мерцающим» колоритом, в коллекции у себя держит.

Недавно побывал в доме Собакина Олег Чиркунов. Впечатлился. Признал, что надо решать вопрос об официальном статусе музея.

А студенты рассказывают, что преподаватели им говорят: «Учитесь у Собакина! То есть - у природы. Вот Собакин: увидел рассвет и создал шедевр. Увидел корягу - и создал скульптуру. Увидел гальку речную - и создал мозаику... Иначе и нельзя жить художнику».

По любому поводу у Собакина свое мнение. Как улучшить сбыт на заводе «Суксунский самовар». Как восстановить сгоревший дом Каменского. А вот арендная плата за мастерскую его не волнует. Потому как его мастерская - окружающий мир.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться