А. Г. Солдатов назначен директором моторного завода
В Перми, тогда называвшейся Молотовым, Анатолий Солдатов (1904–1976) оказался в эвакуации в августе 1941 года, будучи уже директором Московского карбюраторного завода.
Его умение решать невыполнимые, казалось бы, задачи были замечены: Солдатова «бросили» на один из самых ответственных участков, которые в то время были в Молотовской области — на завод имени Сталина, выпускавший моторы. В начале войны он находился в тяжелейшем состоянии, по сути, стоял. С приходом Солдатова в сводках Информбюро появилась строка: «на заводе имени Сталина, где директором товарищ Солдатов, производственный план был выполнен на столько-то процентов».
Человеком он был жёстким. Бывало, после его оперативок людей выносили из кабинета с инфарктом. Да, он был гроссмейстером сквернословий, но, с другой стороны, по воспоминаниям, очень внимательным и щепетильным к нуждам людей человеком. Действовал в прямом смысле этого слова кнутом (по крайней мере, очень частый глагол в воспоминаниях о Солдатове — «отстегал» в значении «отругал») и пряником. «Кто больше работает, тот должен больше есть», — эта фраза Солдатова стала ключевой в схеме заводского премирования. Система питания в войну была очень изощрённой: существовало несколько типов столовых, где питались в зависимости от вклада в работу предприятия. Стахановцы могли рассчитывать на добавочный горячий ужин: им давали суп и пирожки, часто сметану.
Солдатов не боялся брать на работу людей с «запятнанной» по меркам того времени биографией и защищал своих людей, когда началась антисемитская кампания, фактически чистка в авиапроме. «Да вы что, с ума что ли сошли», — так он отреагировал на требование уволить своего заместителя, и последнего оставили на месте.
После войны у Солдатова начались трения с местными партийными органами и его забрали в Москву. А в 1957 году Пермь, вновь обретшая своё историческое название, снова призвала его, на этот раз руководить Пермским совнархозом, то есть всей пермской промышленностью.
Константин Галаншин, первый секретарь Пермского обкома КПСС с 1960 по 1968 гг.:
— Солдатов был великолепный хозяйственный руководитель, но очень жёсткий. К людям относился беспощадно. Но с точки зрения политики был пигмей. Ни с чем не считался. Руководствовался только своим разумом, а шло это в линию или в дугу, его совершенно не касалось.
Кончилось это плохо: при Хрущёве в газете «Советская Россия» вышла разгромная статья о Солдатове. Мол, занимается не тем, чем нужно. Промышленностью руководит плохо, а вот театр — его стихия. Карьера его пошла по нисходящей, потому что Вологодский совнархоз, куда его назначили руководить, был, конечно же, понижением. Как и Московский машиностроительный завод «Знамя» — последнее его место работы перед пенсией.
В Перми его помнили и помнят. Считается, что именно благодаря Солдатову сегодня мы имеем в таком виде театр оперы и балета, Комсомольский проспект, курорт Усть-Качка. Настоящим памятником ему стал Дворец культуры, который сейчас носит его имя.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.