Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

С верой в человеческий разум

Среди книг, изданных за минувший год в Перми, есть совершенно неожиданные, и эти неожиданности, как правило, приятные

Поделиться

Можно долго ворчать по поводу расцвета графомании, вызванного цифровой печатью и возможностью издавать книги за собственный счёт. Однако среди образцов прозы, стихов и мемуаров, которые нынче пишут архитекторы, врачи, экономисты и, само собой, журналисты, попадаются порой не просто интересные, а по-настоящему талантливые, к тому же очень полезные для тех, кто интересуется недавней историей Перми.

Незадолго до Нового года состоялась презентация книги «Отчётливая музыка» — сборника воспоминаний о режиссёре Льве Футлике, изданного его братом, архитектором Менделем Футликом, и многолетним соратником, актёром и режиссёром Владимиром Дроздовым. Презентация была пышной: в зале Дома актёра, с показом видеоархивов, с музыкой и слайдами. Для многих стало большим открытием, что режиссёр Футлик, оказывается, очень неплохо рисовал!

Ну, а уж его брат-архитектор, само собой, практически профессиональный художник, что доказывает его книга, макет которой, выполненный в архитектурно-конструктивистском стиле, он создал собственноручно. Так что «Отчётливая музыка» — это далеко не самодеятельное, а очень качественное, можно даже сказать, высокохудожественное издание.

Лев Футлик — человек-эпоха, если говорить об истории пермского театра. Из его Народного ТЮЗа, первого в СССР, вышло множество ярких людей. Далеко не все они стали театральными деятелями, но практически все в жизни преуспели. Поэтому, когда состав Народного театра собрался вновь «20 лет спустя» для постановки «На дне» Горького, в зале было немало зрителей, которые пришли посмотреть, как высшие чиновники и прочие руководители играют бомжей.

Понятно, что среди авторов мемуарного сборника — сплошь личности: кинорежиссёр Константин Березовский, социолог Виктор Бурко, врач-психиатр Лев Трегубов, писатель Исаак Шур. Театральный цех представлен педагогом, основателем театра «Новая драма» Мариной Оленёвой и её коллегой Ольгой Степановой, педагогом и режиссёром Львом Островским, завлитом Театра кукол Татьяной Шерстневской, актёром, номинантом «Золотой маски» Иваном Маленьких, а из журналистов — все звёзды: Татьяна Тихоновец, Татьяна Чернова, Сергей Тупицын, Наталья Земскова… Это, понятно, далеко не полный список авторов.

Особое достоинство книги — обилие фотографий, трогательных свидетельств прекрасной эпохи «шестидесятников».

* * *

Автор романа-мемуаров «Во времена перемен» — врач Людмила Палатова, профессор кафедры госпитальной хирургии Пермского государственного медицинского института и тоже представитель поколения «шестидесятников». Разумеется, в её солидной, более чем 300-страничной книге очень подробно рассказывается о медицине и медицинском образовании в Перми, «Во времена перемен» — это уникальное живое свидетельство их развития в ХХ веке. В книге даны подробные, очень обаятельные, полные симпатии портреты главных фигур в этой сфере: и легендарных хирургов Париных, и Евгения Вагнера, и многих других выдающихся врачей и педагогов. У Людмилы Фёдоровны Палатовой великолепная память и прекрасный, лёгкий, увлекательный язык. С каждым из героев её повествования связано множество «фишечек»: каких-то словечек, смешных историй… Читаешь — и ловишь себя на мысли, что это герои, например, Людмилы Улицкой.

Но книга интересна далеко не только тем, кто связан с медициной или с историей Перми. Людмила Палатова невероятно увлекательно рассказывает о том, как жили в Перми на протяжении практически всего ХХ века: как были устроены деревянные коммуналки и их дворы, во что играли ребята, как справлялись с бытовыми проблемами, как лепили пельмени: по 100 штук на гостя, не меньше, и мясо должно быть не смолото в мясорубке, а нарублено сечкой в деревянном корыте. Всё это такое родное, такое живое!

Пермяки вообще много родного найдут в этой книге, особенно те, кто, подобно Людмиле Фёдоровне, а позже — её сыну, учился в легендарной седьмой школе. В книге даже есть фото знаменитой «тёти Лены» — «технички», которая проработала в школе более 50 лет.

С фото здесь вообще всё в порядке — личный архив Палатовой обширен и многообразен. Но главное — это, конечно, текст, который хочется цитировать и цитировать. Можно открывать наугад — и на глаза непременно попадётся очередной «вкусный» отрывок.

Словом, «Во времена перемен» — это прекрасное чтение, которое можно рекомендовать как полноценную художественную литературу. Людмила Палатова — человек душевно активный, неравнодушный ко всему, что происходит вокруг, поэтому в своей книге она не удержалась от резких оценок современной реальности и событий недавней российской истории. Разделять их или нет — личное дело каждого читателя.

* * *

Не менее увлекательная книга «Глобальный экономический кризис: причины и следствия» вышла, вообще-то, в 2012 году, и написать о ней следовало уже тогда. Но сегодня она по-прежнему актуальна, и реальность постоянно доказывает справедливость наблюдений и прогнозов её автора — учёного, экономиста, предпринимателя и педагога Григория Баршевского.

Анализ состояния мировой экономики проглатывается, как детектив — оторваться невозможно. Особенно ценно то, что читать «Глобальный экономический кризис…» может абсолютно любой человек, вовсе не надо быть экономистом-профессионалом, чтобы понять книгу. Если попытаться в двух словах сказать, о чём она, то получится следующее.

Мировая экономика смертельно больна (подробно и понятно рассказывается, чем больна, почему, и как мы до этого дошли). Если не принять срочные меры, человечество ждёт полный крах (предлагаются спасительные меры). Ну, а пока меры не приняты, каждый должен как-то позаботиться о личном благополучии — здесь, увы, не так подробно, но кое-что можно почерпнуть.

При всей своей апокалиптичности Баршевский полон здорового оптимизма и веры в человеческий разум. Его текст не ввергает в депрессию, а мотивирует к действиям.

Бывает, что кто-то из комментаторов книги в интернете выражает уныние: мол, зачем работать, зачем стараться, наращивать производительность труда? Заниматься исследованиями и так далее, если экономика всё равно обречена? На этот случай у Баршевского есть анекдот.

Надумал некто эмигрировать и стал разглядывать глобус: в Германии — нашествие мигрантов, в США стреляют в школах, в Израиле — арабы-террористы… «Простите, а у вас нет другого глобуса?»

Так вот, «другого глобуса у нас для вас нет», — говорит автор книги. Как бы ни обстояли дела в мировой экономике, работать и стараться надо сегодня и сейчас, не дожидаясь, пока кто-нибудь разберётся с глобальным кризисом.

Автор книги открыт к дискуссиям и вообще к общению. Тираж «Глобального кризиса», изданного более трёх лет назад, он уже раздарил, но всем, кто обратится к нему через фейсбук или Живой журнал, готов выслать электронную копию. Бесплатно.

* * *

Автор сборника стихов «Искупление невинности» Юрий Токранов, в отличие от авторов предыдущих книг этого обзора, — профессионально пишущий человек. В журналистской среде его знают как матёрого многостаночника, готового и на спортивный репортаж, и на криминальную хронику, и на заказные рекламные статьи, в том числе политические, и на — чего греха таить — небольшую «чернушку». Словом, немного циничный пройдоха-репортёр, классический такой типаж. Но в своих художественных текстах он открывается как тончайший лирик, остро чувствующий сложности и нюансы бытия, а также как эстет, умеющий виртуозно обращаться со словесной материей.

«Френды», читающие ленту Токранова в фейсбуке, давно знали, что Юра — мастер рифмы, но по сетевым двустишиям трудно было предположить, насколько художественные и профессио-

нальные поэтические тексты он пишет «в стол». Стихи Токранова — очень добрые, немного грустные и изрядно философские. Правда, их немного: автор придирчиво отобрал за 30 лет творчества всего-то 80 страничек.

С изданием книги связан многозначительный анекдот. Редактор издательства испугался давать в печать следующее четверостишие, посчитав, что его могут принять за пропаганду суицида:

Чего усложнять: решил — так оземь.
Погода лётная, в небе — просинь.
Лететь недолго: этажей восемь.
Главное, что — весна, а не осень.

Тогда Токранов приделал к нему название «Галилей швыряющий». Но без названия было лучше, честное слово.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться