Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Я — Панфилов»

В Екатеринбурге 24—29 ноября прошёл VII Международный фестиваль современной хореографии «На грани»

Поделиться

Фестиваль, который задумала и проводит с 2008 года музыковед и критик музыкального театра Лариса Барыкина, — это не только самый полный в России обзор достижений танцевальных театров и трупп, но ещё и профессиональный разговор, общение между коллегами, которое разрозненным и порой растерянным молодым исполнителям нужно как воздух. Работа команды и участников фестиваля не завершалась вместе с показами: начинались вечерние «разборы полётов» за чашкой чая. И хотя фестиваль не конкурсный, призы здесь не раздают, участники всё равно привозят с него нечто ценное — новый опыт, новые критерии профессионализма, новое понимание собственного творчества.

Саломея Балет Евгения Панфилова

«Саломея». Театр «Балет Евгения Панфилова»

Шесть дней, 24 работы 32 хореографов, из них 15 премьер и пять первых показов — такова статистика события, в котором приняли участие танцевальные компании и хореографы из Франции, США, Финляндии и Эстонии, а также российские участники из Москвы, Самары, Казани, Сарапула, Костромы и знаменитого «уральского треугольника» — Екатеринбург, Челябинск, Пермь. Именно в этих городах сформировались и до сих пор успешно работают первые профессиональные contemporary dance компании в России.

Первопроходцем жанра стал в своё время Евгений Панфилов из Перми. Хореограф, проживший всего 47 лет, ещё в 1979 году создал самодеятельный танцевальный коллектив «Импульс», а в 1988 году — профессиональный коллектив «Эксперимент», который позже приобрёл статус государственного и стал называться «Балет Евгения Панфилова». Называется он так и до сих пор — не «имени», а «балет Панфилова», будто его создатель по сей день руководит им.

В августе нынешнего года Панфилову исполнилось бы 60 лет. Этому юбилею посвящаются многие события в России и за её пределами, например в белорусском Витебске, где фестиваль современного танца завершился за два дня до начала екатеринбургского; вот и организаторы «На грани» сделали «панфиловскую» тему акцентом фестивальной программы. В фойе гостеприимного Екатеринбургского театра музыкальной комедии — штаб-квартиры фестиваля — расположилась фотовыставка, посвящённая Панфилову. Редчайшие кадры уже полузабытых первых экспериментальных постановок — шутка ли, ведь он успел поставить более 80 балетных спектаклей и более 150 миниатюр! Особо памятные события: вот хореограф в роли Кормилицы в «Ромео и Джульетте», а рядом Джульетта — 14-летняя дочь Панфилова Арина; сегодня она тоже хореограф и показала на открытии фестиваля свою небольшую работу. А вот «Призрак розы» — многие помнят, как эта смелая постановка «забронзовевшего» шедевра дягилевских «Русских сезонов» потрясла в своё время зрителей первого Дягилевского фестиваля в Перми…

То, что одним из участников «На грани» стал «Балет Евгения Панфилова», не было приурочено к юбилею: этот коллектив выступает на фестивале всегда. Но в этом году он был на сцене на протяжении трёх вечеров, представил классические панфиловские миниатюры и три новые работы. Исполненный на открытии фестиваля сборник миниатюр «Ещё не раз вы вспомните меня и весь мой мир» выглядит временами слегка архаично: ведь это работа 1990-х годов, танцевальная эстетика за это время ушла, оказывается, довольно далеко.

И всё же благодаря блестящим солистам, в первую очередь уникальной Марии Тихоновой, сохраняется не только танцевальная лексика, но и острый, иногда провокационный «вкус» панфиловского танца.

Мария Грейф

Мария Грейф для Челябинского театра современного танца — примерно то же, что Мария Тихонова для «Балета Евгения Панфилова»: безусловная звезда и уникум

Новые работы коллектива, созданные приглашёнными хореографами, подтвердили ведущий статус «Балета Евгения Панфилова» среди российских трупп contemporary dance. В балете петербуржца Константина Кейхеля «Тревожное небо» мотивы, навеянные поэзией Шарля Бодлера, сталкиваются с музыкой Франца Шуберта. Возникает волнующий контрапункт романтики и декаданса, особенно остро и в то же время гармонично выраженный в центральном трио балета в исполнении ведущих солистов театра Марии Тихоновой, Алексея Колбина и Алексея Расторгуева.

«Саломея» москвички Ларисы Александровой — абсолютно оригинальное хореографическое прочтение евангельского мифа, преломлённого пьесой Оскара Уайльда и графикой Обри Бёрдслея. Поставленный на музыку Арво Пярта балет изобилует неожиданными художественными решениями, в том числе абсолютно фантастическими: хореограф активно и удачно использует видеопроекции и другие современные технологии.

Завершала программу фестиваля тоже работа «Балета Евгения Панфилова» — миниатюра Константина Кейхеля «Генезис» на музыку финского композитора Киммо Похьонена, и она стала по-настоящему красивой «точкой» события. Графичная, точно, почти геометрически выверенная композиция, блестяще исполненная солистами театра, контрастировала с первыми работами самодеятельных участников фестиваля, ведь Лариса Барыкина приглашает не только мэтров, арт-директору фестиваля «На грани» важен процесс институционализации современной хореографии, важно, чтобы молодёжь осваивала новые эстетики в общении с профессионалами.

Ну, а между открытием и закрытием фестиваля уместилось ещё много событий. Например, четыре премьеры балетов, созданные в рамках российско-французского проекта FranceDance в труппах Москвы, Казани, Екатеринбурга и Самары.

Совершенно особую эстетику показал хореограф Рашид Урамдан в спектакле театра «Балет Москва» «Удерживая время»: на сцене — идеально отлаженная машина, блестяще выверенный механизм — «гребёнки», «шестерёнки», «маховики»… Геометричная графика массового танца производит сильнейшее впечатление, подчёркнутое специально написанной «механической» музыкой постоянного соавтора Урамдана Жана-Батиста Жюльена.

Одним из самых глубоких и духовных спектаклей в программе «На грани» стал ещё один продукт FranceDance — балет Тома Лебрена «Унесённые 2», поставленный для камерного балета «Пантера» (Казань). Музыка Арво Пярта, как и в случае с «Саломеей», стала основой для танцевального опуса о напряжённых духовных исканиях, доказавшего, что современная хореография вовсе не чужда сакрального, не противопоказана ему.

Если уж говорить о глубине и духовности, то здесь вне конкуренции коллектив из Эстонии Fine5. Каждый раз, когда театр, основанный Тийной Оллеск и Рене Ныммиком, приезжает в Екатеринбург, он удивляет зрителей сложной тематикой и глубоко эмоциональным танцем. Вот и в этот раз в спектакле

«…and Blue» эстонцы сумели языком танца рассказать о том, как из дикости вырастает цивилизация, как толпа выдвигает лидеров и тут же сминает их, превращая в маргиналов, и о том, как вся эта человеческая суета растворяется в вечности — умиротворяюще, но в то же время бесконечно грустно.

На фоне приезжих мастеров не затерялись «хозяева поля» — танцевальные театры из Екатеринбурга и Челябинска. Челябинский театр современного танца показал новую работу своего бессменного руководителя Ольги Поны «Встречи» — чрезвычайно эстетский опус, полный возвышенного любования красотой человека, возможностями его тела. Сложная импровизационная техника стала основой спектакля «После нас» екатеринбургских «Провинциальных танцев», которые тоже приняли участие в проекте FranceDance с хорео-графом Фабрисом Ламбером.

Молодой дуэт Zonk'a (Екатеринбург) продемонстрировал целых две работы, и обе впечатлили приехавших на фестиваль экспертов-критиков удивительным сочетанием телесной чувственности и мастеровитой сочинённости. Один из данс-спектаклей Zonk'и был поставлен в рамках программы «Данс-платформа» — так называется экспериментальный цикл постановок contemporary dance в Свердловском театре оперы и балета. Многие молодые хореографы благодаря «Данс-платформе» получают возможность создать первую самостоятельную работу, и эти «пробы пера» тоже были представлены на суд зрителей «На грани». Далеко не каждую из них можно назвать зрелой, но — опять же — для фестиваля важно показать современную хореографию как живой процесс.

Этот процесс, оказывается, важен для самых разных категорий зрителей, в том числе для детей. В уик-энд 28—29 ноября на сцене муниципального театра балета «Щелкунчик» прошёл «Утренник contemporary dance»: показанные субботним и воскресным утром спектакли были адресованы детям, от самых маленьких до подростков.

На открытии фестиваля выступал кроме «Балета Евгения Панфилова» коллектив из Екатеринбурга «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Его новая работа «Девятая песня» не случайно стояла в программе рядом с панфиловскими миниатюрами: название работы Смирнова недвусмысленно говорит о том, что хореограф считает себя продолжателем дела Панфилова, а стилистика балета и его творческое обращение к русской народной песне является пара-фразом знаменитого творения Панфилова «Восемь русских песен».

Думается, другие российские хореографы могли бы его поддержать; почти каждый из них может заявить в модной сегодня манере: «Я — Евгений Панфилов».


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться