Александр Трусов

Александр Трусов

директор Пермского ЦНТИ

Другая, лучшая жизнь

Как достичь благополучия инновационным путём

Поделиться

«Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства — обеспечивать надёжную охрану всех видов искусства и изобретений». Эти слова, принадлежащие доктору Арпаду Богшу, почти четверть века возглавлявшему Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), запечатлены на куполе штаб-квартиры ВОИС в Женеве. В них заключается великий смысл: только результаты интеллектуальной деятельности человека при их эффективном использовании способны коренным образом изменить условия жизни человечества, значительно улучшить социально-экономические условия. И именно государство в лице федеральных и региональных органов государственной власти обязано не только охранять результаты инновационной деятельности, но и создавать условия для развития инноваций.

На первый взгляд, что проще? Создайте условия, обеспечьте простые, понятные и эффективные правила научно-технического и промышленного развития общества, которые должны привести к намеченной цели — благополучию. Но благополучия как не было, так и нет. В чём проблема? Что мешает инновационно развиваться? Чего не хватает для этого? Что надо сделать? На эти и множество других вопросов хотелось бы получить ответы.

В реальности не всё так просто, как хотелось бы. Трудности в первую очередь связаны с тем, что основным объектом, с которым приходится работать в рамках инновационного развития, является интеллектуальная (промышленная) собственность. Объект интеллектуальной собственности по своей сути сложен, в нём присутствуют три совершенно разноплановых начала: существо — техническое, форма — юридическая, а назначение — экономическое. Каждое из начал требует серьёзного информационного и информационно-аналитического сопровождения, хорошо проработанной законодательной базы в области инновационной и промышленной политики, грамотного развития и сопровождения инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла, начиная от возникновения идеи и заканчивая реализацией созданной высоколиквидной продукции с высокой добавленной стоимостью — как на национальных, так и на международных рынках, ну и, конечно, грамотных управленцев, понимающих стратегию развития экономики региона, начиная с предприятий, муниципальных образований, государства и заканчивая тенденциями мирового развития. Только в рамках выполнения этих условий и можно рассчитывать на успех.

Пермский край является промышленным регионом, и благополучие его развития непосредственно зависит от того, как развивается промышленное производство, как региональные органы государственной власти создают условия для инновационного развития промышленности.

Какие существуют проблемы, как обстоят дела с инновационным развитием Пермского края, есть ли шансы у региона перейти на путь инноваций?

На общероссийском фоне промышленное развитие региона в целом выглядит неплохо — «добротным середнячком». По индексу обрабатывающего производства край занимает 36-е место, по индексу добычи полезных ископаемых расположился на 38-м месте, по объёму отгруженных товаров собственного производства в целом — на 12-м месте, в том числе по добыче полезных ископаемых — на 13-м месте, а по отгрузке товаров собственного обрабатывающего производства — на 9-м месте, и это радует. Высокий объём отгруженных товаров свидетельствует о том, что выпускаемая предприятиями продукция востребована потребителем. Однако, если рассмотреть основную структуру производства отдельных видов продукции, то мы увидим, что в основном эта продукция не имеет отношения к наукоёмким производственным компаниям, а относится к производству бумаги, кирпича, деталей сборных железобетонных конструкций, минеральных удобрений, производству электроэнергии, добыче нефти и природного газа. Конечно, в регионе выпускают наукоёмкую продукцию, но в общем объёме она занимает небольшую долю, а это уже не радует.

Показатели, характеризующие научно-техническое развитие региона на общероссийском фоне, выглядят следующим образом. По поданным заявкам на изобретения Пермский край занимает 13-е место (385 заявок), по полученным патентам на изобретения — 17-е место (317 патентов), по поданным заявкам на полезные модели — 17-е место (175 заявок), по заявкам на промышленные образцы — 31-е место (11 заявок), по выданным патентам на промышленные образцы — 35-е место (4 патента), по поданным заявкам на товарные знаки — 14-е место (339 заявок). Результат неплохой, но постоянная тенденция к снижению изобретательской активности, особенно на фоне постоянного роста этого показателя у наших соседей, заставляет задумываться.

Постоянное снижение изобретательской активности свидетельствует о том, что на предприятиях Пермского края в лучшем случае не увеличивается количество новых разработок, а если рассмотреть структуру поданных заявок, то мы увидим, что 105 заявок на изобретения подали изобретатели, то есть инновационный потенциал пермской промышленности ещё ниже. О снижении инновационной активности также свидетельствует коэффициент изобретательской активности, характеризующий количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10 000 человек населения. У Пермского края коэффициент имеет тенденцию к снижению, а у соседей он повышается.

Нельзя сказать, что в Пермском крае отсутствует инновационное развитие. В регионе реализуются серьёзные национальные проекты, в том числе связанные с созданием новой наукоёмкой продукции. Но хотелось бы заметить, что инициаторами этих проектов, как правило, являются федеральные органы власти в лице государственных корпораций или собственники вертикально интегрированных промышленных компаний, а Пермский край только лишь содействует реализации этих проектов. К сожалению, на слуху нет инновационных промышленных проектов регионального и тем более муниципального уровня. В Пермском крае в последние 10—15 лет сложилась устойчивая группа предприятий, показывающих изобретательскую активность. Это ОАО «НИИПМ», ОАО «Авиадвигатель», ПАО НПО «Искра», ОАО «СТАР», ФКП «Пермский пороховой завод» и ООО «Радиус-Сервис». Среди высших учебных заведений это классический и политехнический национальные исследовательские университеты, медицинская и фармацевтическая академии.

Какие из проблем регионального уровня, тормозящих инновационное развитие Пермского края, следует выделить? Это практическое отсутствие региональной системы научно-технической информации, развал системы изобретательства и рационализаторства, недостаточное краевое государственное стимулирование инновационного бизнеса и молодых учёных, отсутствие эффективных механизмов и инновационной инфраструктуры, отсутствие государственной поддержки процесса коммерциализации и трансфера технологий, отсутствие системы экспертизы, конкурсного отбора и государственного финансирования (в том числе венчурного) научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью.

Встаёт вопрос: есть ли в регионе направления научно-технического и промышленного развития? Конечно, есть. Соотнесение приоритетов научно-технического развития Пермского края с критическими технологиями Российской Федерации, с учётом тенденций мирового развития, позволяет сделать следующие выводы.

В регионе имеются научные школы, проводятся прикладные исследования и существуют производственные мощности, на базе которых можно организовать высокотехнологическое производство как минимум пятого и шестого передела, с высокой добавленной стоимостью. К таким высокотехнологичным направлениям следует отнести:

— авиационная и космическая техника с использованием новых технических решений, включая нетрадиционные компоновочные схемы;
— технологии глубокой переработки стратегически важного сырья;
— нанотехнологии;
— композиты;
— полимеры;
— синтез лекарственных средств и пищевых добавок;
— технология высокоточной навигации и управления движением;
— технологии воздействия на нефтегазовые пласты;
— технологии углублённой переработки нефти, газа и конденсата;
— парогазовые и газотурбинные процессы трансформации природного газа в электрическую тепловую энергию;
— технологии реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий.

Как этого достичь? Только через активную промышленную и инновационную политику, исполнителями которой должны быть органы государственной власти региона, хозяйствующие субъекты (местные производители — промышленные предприятия региона) и общество в лице науки, образования, отраслевых союзов, общественных и профсоюзных организаций. Главное условие реализации инновационной политики — это совместные усилия власти, бизнеса и общества, подразумевающие эффективное взаимодействие между предприятиями, администрацией и общественностью. Некоторые элементы такого взаимодействия краевая власть уже реализует — это кластерный подход. В регионе должны быть определены стратегические точки роста, механизмы и инструменты, с помощью которых будет обеспечено эффективное развитие, будет достигнут результат.

Инновационный путь — это единственный путь развития Пермского края. Развития в регионе не будет без создания скоординированной с учётом региональных особенностей инфраструктуры, включающей центры научно-технической информации, инновационно-технологические центры, технопарки, центры коммерциализации и трансфера технологий, работающие в едином информационном контуре с промышленными предприятиями, научными организациями и высшими учебными заведениями.

Наконец, замечу, что инновации в регионе — это не самоцель, а средство достижения благополучия, которого так не хватает.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться