Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

В Пермском крае построено более миллиона квадратных метров жилья

Поделиться
стройка

  Константин Долгановский
Архив ИД «Компаньон»

Произошло это впервые с 1990 года, но тогда всё было другим, включая форму собственности строительных организаций, ценообразование и приоритеты региональной власти.

Рассказывают, что впервые задачу достичь строительства миллиона квадратных метров жилья в год сформулировал Николай Бухвалов, будучи вице-губернатором в середине 2000-х годов. Тогда этот уровень казался фантастическим: реальный платёжеспособный спрос населения региона в то время осторожно оценивался в 200-300 тыс. кв. м.

Оживление на строительном рынке региона началось ещё в 2010 году, причём «паровозом» стали частные застройщики, воодушевлённые «дачной амнистией»  послаблениями в системе ввода в эксплуатацию домов. Жару поддали банки, вышедшие на рынок с разнообразными пакетами предложений по ипотеке: в 2012 году пермяки взяли 16 тыс. ипотечных кредитов по средней ставке 12,4% годовых. И понеслось!

В итоге индивидуальная застройка достигла 40% в общем объёме строительства, причём в таких городах, как Кунгур и Березники, рост жилищного строительства измерялся сотнями процентов. Но это было несложно: в районах давно ничего не строили и сдача даже одного дома давала взлёт показателей.

Спрос на квартиры был хорошим — по обеспеченности жильём Пермский край в Приволжском федеральном округе был практически на последнем месте.

Кризис 20082009 года тоже внёс свою лепту: застройщики взяли курс на жильё экономкласса. Сначала стали больше проектировать одно- и двухкомнатных квартир в строящихся домах, а потом начали и площади в них сокращать. В итоге если в «тучные» 2000-е годы квартиры были средней площадью 100 кв. м в новом жилье, то в 2014-м уже 70 кв. м!

В 2014 году был взят новый рекорд: в крае было построено — 1,1 млн кв. м!

В итоге 2013 и 2014 годы стали временем новоселий для очень многих семей — впервые с 1990 года этот процесс стал массовым. Но, в отличие от советского времени, социальная и дорожная инфраструктура за жилищным строительством не только не подтягивалась, но даже и не планировалась. «Это проблемы будущих периодов», — махнул рукой один эксперт, попутно объяснив и глубинную сущность нового времени.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться