Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Открылась выставка произведений пермских художников из частных коллекций

Картины-кормильцы

Поделиться
Частные коллекции

  Константин Долгановский

Экспозиция в Центральном выставочном зале небольшая, но важная. Речь идёт о произведениях из четырёх пермских коллекций, владельцы которых не раскрывают свои имена, отсюда и название выставки — «Его имя — Никто». Коллекционеры — народ скрытный, но и честолюбивый тоже, предметами гордости не прочь похвастать, и для демонстрации на публике выбрали всё самое-самое.

Основу экспозиции составляют работы абсолютно культовых для пермской культуры рубежа XX—XXI веков авторов Мансура Закирова и Рудольфа Тюрина. Оба — трагические фигуры, для обоих творчество было счастливой возможностью уйти от реальности, полной боли и проблем, и в то же время — знаком бесконечной любви к этой реальности, пусть тяжёлой, но живой. Слепой Закиров и инвалид Тюрин — это какой-то особый пермский феномен героического жизнелюбия, в котором творчество равно самой жизни.

В экспозиции — отборные, самые характерные для этих художников работы: резные «заборы» Закирова и многофигурные тюринские полотна, брызжущие энергией и фирменным сарказмом. На одном из них — «Цирк» — среди разномастной толпы можно увидеть портрет знаменитого фокусника Владимира Данилина, а на переднем плане — самого Тюрина.

Есть в экспозиции и гораздо менее известные имена, которые тем не менее важны для пермского культурного пейзажа. Творчество Марины Хакимовой представлено ироничной миниатюрой Porn Corn: в картонном ведёрке для попкорна — голенькие куклы, секс-игрушки. Эта небольшая работа — напоминание о целой плеяде художников, которые вынуждены были уехать из Перми в Краснодарский край в поисках жилья.

Рядом — яркая, кислотно-акриловая картина Глеба Шарафиева, ещё одного художника, совсем молодого, который уехал из Перми в поисках места для жизни и творчества.

Художники уехали, а картины остались.

Совершенно фантастическая история — у многофигурной декоративной композиции Анатолия Филимонова, выполненной в технике горячей эмали. В самом конце 1980-х годов она была заказана художнику через Художественный фонд для оформления одного из пермских ресторанов, но тут случилась перестройка, хаос, инфляция… Нераспакованные работы хранились в Доме художника. Уже и Худфонда не было, и Филимонов скончался трагически в самом цветущем возрасте… Через 15 лет в Дом художника зашёл коллекционер, который интересовался его творчеством. «А нет ли у вас чего-нибудь филимоновского?» — спросил. Ему и продали эти коробки — прямо так, ни разу не открыв. А он взял не глядя, потому что Филимонов — это беспроигрышно.

Поскольку работа очень объёмная, коллекционер тоже не спешил её распаковывать и только для выставки в ЦВЗ открыл впервые. Так что это премьерный показ.

Собственно, все работы в этой экспозиции — премьеры для публики. Когда-то, заплатив за них, коллекционеры накормили художников, помогли им выжить. Сейчас эти ценности занимают законное место в публичном пространстве и в истории искусства Прикамья.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться