Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

На родине народа гайнэ

Юг Пермского края — почти не освоенное пока перспективное туристическое направление

Поделиться

Два часа по прекрасной автомобильной дороге — и любой житель Перми может оказаться в другой стране. Здесь непривычно тепло, шелестят кленовые и дубовые рощи, заросли орешника и дикой вишни. Жители предпочитают национальную одежду и говорят не по-русски, а в каждой деревне возвышается пусть небольшой, но минарет. Экзотика!

Барда

Барда
  Валерий Заровнянных

Это — Бардымский район. Единственный мононациональный район Пермского края, где татаро-башкирское население составляет 95% от общей численности жителей.

Многие, да что там, почти все привыкли к тому, что туристический Пермский край — это суровые хвойные леса, горные отроги с причудливыми останцами, горнозаводские посёлки и старинные северные сёла. А ведь есть ещё и прикамский юг, и в нём — множество чудес и неожиданных открытий.

Так рассудила туристическая компания «Валида», которая взялась создать из южных районов Пермского края то, что называется турпродукт: комплексное предложение для туристических групп. Это может быть путешествие от Чайковского до Чернушки через усадьбы Сведомских и Дягилевых, которое займёт целый уик-энд, а может быть однодневное путешествие, например в Барду, вроде того, что пермские журналисты совершили 14 августа.

Поездка происходила сразу после завершения работы международного туристического форума, и часть столичных участников события во главе с советником министра культуры РФ по туризму Николаем Новичковым предпочла этот неизведанный маршрут сплаву по Сылве, на который участники форума отправились организованно.

Барда

  Валерий Заровнянных

Бардымский район и его административный центр — село Барда — внешне неброски. Тут нет памятников архитектуры, известных музеев, знаменитых природных достопримечательностей. Для того чтобы понять и почувствовать эту территорию, нужен хороший проводник. На туристическом языке — экскурсовод. Такой проводник отправился вместе с журналистами — профессор Георгий Чагин, знаток пермской этнографии и истории.

Чагин рассказал много интересного. Оказывается, расплывчатый термин «татаро-башкирское население» обозначает особую этническую группу, которая обитает только в Бардымском районе Пермского края и не идентична ни татарам Татарстана, ни башкирам Башкортостана. Можно назвать этот народ «татароязычными башкирами», но лучше — «народ гайнэ» или «гайнинский народ», как они сами себя называют.

По словам Чагина, в Бардымском районе мы можем наблюдать народ в активной фазе этногенеза. Его антропологическую основу заложили волжские болгары, или булгары, ведь эта территория находилась на северных рубежах Волжской Булгарии. Позже её захватили татары из Золотой Орды, и район вошёл в состав Казанского ханства. А ещё позже с Южного Урала пришло башкирское племя гайнэ, которое стало антропологически доминирующим. Но, поскольку деловым языком был татарский, на нём же шло обучение в школах, говорить гайнэ стали на языке Казанского ханства. И говорят на нём до сих пор.

Народу гайнэ человечество обязано названием Уральских гор. У него есть эпос «Урал-батыр», и имя главного героя стало сначала названием реки, на берегах которой жило племя до миграции на нынешнюю территорию, а потом и названием гор, которые по-русски назывались просто Камень.

Этот эпос имеет на удивление много общих черт с зороастрийской «Авестой»: и структура, и некоторые сюжетные линии, и даже некоторые имена совпадают. Это, впрочем, вовсе не значит, что основатель зороастризма родился на стрелке Камы и Чусовой, как вещают доморощенные мистики. Просто, как объясняет Чагин, по югу Урала кочевали ираноязычные племена, и контакты с Ираном были достаточно активными — археология о том свидетельствует.

Так что население Бардымского района — удивительный народ с богатым прошлым.

Сейчас этот народ ведёт простую, гармоничную сельскохозяйственную жизнь. Бардымский район — непромышленный; тёплый климат даёт возможность кормиться «с земли». Неслучайна слава бардымской картошки — настоящего бренда этой территории. Глава района Сергей Ибраев шутит, что столько «бардымской картошки», сколько продаётся в Перми, район никогда не производил.

Гостеприимство бардымцев просто сбивает с ног. Главное событие однодневного тура — поход... в гости. Семья Батыркаевых из села Бичурино тщательно хранит множество традиций — и рукодельных, и гастрономических, и фольклорных. Хозяева в национальных костюмах встречают гостей с песнями, показывают образцы традиционных ремёсел и настоящий домашний музей — идеально сохранённый «бала-юрт», «малый дом» со всем убранством.

А потом — застолье! Блюда появляются одно за другим. Татаро-башкирская кухня знаменита двумя компонентами — мясом и выпечкой, но бардымский народ прекрасно освоил и овощи, и молочные продукты. На столе, как по волшебству, появляются солёные рыжики, малосольные огурчики, помидоры, вызревшие на кусте, огромный несладкий пирог с творогом и зеленью, разварная баранина со знаменитой картошкой, эчпочмаки — опять с бараниной — и грандиозный билэш — произведение кулинарного искусства, которое снаружи выглядит как какая-нибудь свадебная сдоба, украшенная цветочками из теста, но, когда аккуратно открывают тестяную крышку, обнаруживается начинка из трёх видов мяса, картошки и овощей.

А вот и настоящая свадебная сдоба — гульбадия. Этот многослойный сладкий пирог может быть высотой до 30 см! Весь вопрос — на сколько слоёв хватит начинок. Один слой — чернослив, другой — орехи, третий — земляника, четвёртый — ещё какая-нибудь ягода... Все сладкие запасы идут в этот суперпирог, поэтому запасаются здесь основательно. Настоящая бардымская семья всегда может похвастать домашними заготовками, которые делаются с расчётом на всю зиму плюс ещё чуть-чуть. Это «чуть-чуть» местные жители охотно продают туристам, и редко кто уезжает из этих мест без баночки мёда, домашнего творожка, земляничного варенья или солёных грибов.

Барда

  Валерий Заровнянных

Путешествие по Барде и окрестностям — непрерывный мастер-класс. Где-то вас научат традиционной вышивке бисером, где-то — изготовлению легендарного чак-чака. Кстати, готовьтесь к тому, что чак-чак вы будете пробовать на каждом шагу, и вкус каждый раз будет иным. Это от многого зависит: и от масла, в котором жарится тесто, и от пасеки, с которой брали мёд, и, конечно, от хозяйских ручек!

В сельском райцентре есть небольшой музей, однако гораздо интереснее совсем маленькие, полусамодеятельные музеи. Один из самых примечательных находится в бардымской гимназии. Экскурсии здесь проводят ученики и очень толково рассказывают о том, как устроена традиционная жизнь гайнинцев, а экспонаты ребята собирают, отправляясь в этнографические экспедиции в дальние сёла. Гордость школьного музея — коллекция тастамалов, традиционных тканых полотенец.

Тастамал — узкое и длинное полотенце. Говорят, особо богатые тастамалы были до 7 м длиной! В школьном музее хранится полотенце длиной 4,5 м — тоже немало. Внешне такое полотенце сразу отличишь: на чёрном или красном фоне — традиционный узор из трёх элементов: солнца, луны и бабочки. Такое полотенце считалось лучшим приданым для невесты и непременным свадебным атрибутом. Вековой свадебный ритуал — танец с полотенцем — увидит любой, кто прибудет в Барду в пятницу и зайдёт в местный культурно-деловой центр, он же по совместительству дворец бракосочетаний.

Ещё один любопытный музей есть в селе Березники, где в местном доме культуры энтузиасты, получив грант ЛУКОЙЛа, создали музей тюбетейки. Тюбетейки тут самые разные: новые и антикварные, традиционные и креативные, местные и иностранные — собрали со всех стран, где носят этот знаменитый головной убор.

Есть в музее и другие диковинки: орудия труда, предметы домашнего убранства — всё такое посконное, доморощенное, сермяжное. Но тюбетейки — это главная фишка! Музей возник здесь неслучайно: в селе живут знаменитые тюбетейщицы. С ними можно познакомиться, узнать, чем бардымская тюбетейка отличается от казанской и обе они — от узбекской, можно даже попробовать свои силы в вышивке, а вот купить тюбетейку не получится. Мастерицы работают только на заказ.

Лучший повод для поездки в Барду — национальный праздник. Главных два: Барда-зиен летом и «Гусиная помощь» осенью. В эти дни можно увидеть и азартные скачки, и борьбу на поясах — курэш, и другие национальные забавы и обычаи. Барда-зиен — это «сабантуй сабантуев»: после того как в сёлах пройдут сабантуи, посвящённые летним сельхозработам, все собираются в райцентре на главный праздник в году. «Гусиная помощь» — это обряд, связанный с почитанием гуся — символа Барды и главной сельскохозяйственной птицы гайнинцев.

Впрочем, можно и не дожидаться праздников. Просто собраться и поехать. Но лучше всё-таки организовать группу и позвать толкового экскурсовода, иначе можно ничего не увидеть примечательного за аккуратными деревенскими улочками, где главный признак иной жизни — башенки скромных сельских минаретов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться