Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«В какую сторону бежать? Во все!»

Пермский край не должен упустить свой шанс, связанный с активным туризмом

Поделиться

Международный форум «Перспективы развития активного туризма в России и в мире», прошедший в Перми 13—14 августа, был действительно международным и весьма представительным. И всё же, несмотря на серию презентаций от специалистов из Венгрии, Китая и Норвегии, а также Москвы и других городов России, основной фокус внимания участников события находился в Пермском крае. Чувствовалось, что недостатка компаний, желающих развивать активный туризм, на территории нет.

сплав

Сплавы по рекам Прикамья имеют огромный туристический потенциал

«Мы постарались подготовиться как можно лучше, даже погоду обеспечили», — пошутил, открывая форум, краевой министр физической культуры, спорта, а с недавних пор ещё и туризма Павел Лях. Действительно, редкие для нынешнего лета солнечные дни позволили участникам форума не только комфортно прочитать и заслушать доклады, но и сплавиться по Сылве, чтобы лично убедиться в исключительном качестве главного туристического богатства Пермского края — пригодных для массового сплава рек.

Кстати, на протяжении всего форума участники вплоть до самых титулованных изо всех сил путали понятия «туристский» и «туристический». Как правило, слово «туристский» («принадлежащий туристам») употребляли вместо «туристический» («имеющий отношение к туризму»). Видимо, поскольку «туристский» короче…

О реках и других водных ресурсах много говорил Павел Лях в докладе на пленарном заседании. В Пермском крае около 1000 озёр и 30 тыс. рек, в том числе Кама — одна из величайших рек Европы. Это позволяет развивать и активный сплав по Вишере, Чусовой, Сылве и их притокам, и речные круизы по Каме.

Но этим возможности, которые природа края предоставила активным туристам, не исчерпываются. Здесь и горы высотой до 1500 м, и красивейшая Кунгурская пещера, и Ординская подводная пещера — редкостный природный феномен, притягивающий дайверов, и ещё около 1000 пещер. Регион располагает и неплохой инфраструктурой для оздоровительного отдыха: 45 санаториев и курортов, в том числе таких как Усть-Качка — на собственной минеральной воде, Ключи — на илистых грязях Суксунского пруда, а также «Демидково», «Уральская Венеция»...

В Пермском крае работает 50 туристических компаний, которые специализируются на внутреннем и въездном туризме, существует сайт vizitperm.ru, открылся туристический информационный центр. В 2014 году в крае побывало около 600 тыс. приезжих, для них работало более 300 гостиниц и более 1000 ресторанов и кафе.

Разумеется, Павел Лях просветил коллег по поводу укрупнённого инвестиционного проекта «Пермь Великая», который объединил 31 инфраструктурный проект в 16 муниципалитетах Пермского края. До конца нынешнего года дорабатываются его детали, чтобы с 2016 года начать получать финансирование из федерального бюджета — 700 млн руб. Планируется, что за время реализации проекта количество средств размещения туристов увеличится на 35%, а в целом количество платных услуг — на 30%.

Но и не дожидаясь начала реализации «Перми Великой», туристическая инфраструктура Пермского края совершенствуется — в рамках краевой программы развития туризма. Программа весьма недорога — из краевого бюджета на эти цели выделяется всего лишь 30 млн руб. в год. Тем не менее вовсю идёт благоустройство туристических троп, появляется новая навигация в городах — начали с Чайковского.

Камень_Писаный

  РА «Стиль-МГ»

Советник по вопросам туризма министра культуры РФ Николай Новичков выступил, по его собственным словам, в номинации «Бывших пермяков не бывает». Передав привет от своего босса Владимира Мединского и признавшись в том, что Пермь для него «как первая любовь», Новичков просветил коллег по поводу того, что российский туристический рынок — один из ведущих в мире и уступает только китайскому, немецкому и американскому. За 2014 год россияне оставили за рубежом около $50 млрд, а это сравнимо с оборонным бюджетом.

При этом, по словам бывшего министра культуры Пермского края, и китайцы, и немцы, и американцы, в отличие от россиян, путешествуют внутри своих стран больше, чем за рубежом. Только начинаются выходные — и американцы дружно отправляются кто в ближайший национальный парк, кто сплавляться на каяке, кто пешком по горам или просто на базу отдыха на озере. И за всё платят. Такая же картина в Китае, где существует список мест, которые каждый житель страны должен посетить, иначе он не истинный китаец!

По мнению Новичкова, подобный список имеет право на существование и в России и Пермь как уникальный в туристическом плане регион имеет все шансы стать местом, обязательным к посещению.

«Якорным» предложением региона Новичков, как и многие другие профессионалы, считает сплав. Но вот ведь незадача: в Пермском крае сплавляются сотни тысяч туристов, регион действительно уникален по возможностям массового, неэкстремального сплава, а денег это не приносит! Сплав — это на 80% самодеятельный туризм, региональному бизнесу он ничего не даёт. Поэтому Николай Новичков поднял тему, о которой позже неоднократно шла речь на форуме: необходимо создавать комплексные предложения, чтобы «прицепить» бизнес к сплаву: экскурсии в горнозаводские посёлки, дегустации прикамской кухни, сувенирные магазинчики — много чего можно выдумать.

При этом Новичков призывает не забывать о других видах туризма: речных круизах, событийном туризме, на который делала ставку предыдущая команда краевого руководства, а также деловом. «В какую сторону бежать? Во все!» — пошутил советник Владимира Мединского в финале своего выступления.

Ординская_пещера

Ординская подводная пещера притягивает дайверов
  РА «Стиль-МГ»

После пленарного заседания профессионалы туриндустрии разошлись по секциям, круглым столам и семинарам. На круглом столе по экологическому туризму Николай Новичков встретился с коллегой — ещё одним бывшим министром культуры Пермского края, директором группы компаний «Озон» Олегом Ощепковым, который, начиная модерацию, сообщил, что главный грех подобных форумов — склонность к теоретизированию: профессионалы говорят много умных вещей, но редко доводят дело до системы практических рекомендаций для власти. Результатом работы пермского туристического форума должен стать системный продукт, который будет направлен в правительство края.

На круглом столе профессионалы в области экологического туризма делились интересными находками. Руководитель компании «Северный Урал» Дмитрий Кириллов рассказал о том, как он и его коллеги пытаются минимизировать неудобства, возникающие у туристов во время многодневных пеших походов. Например, тропа от перевала Дятлова до плато Маньпупунёр — очень популярный пеший маршрут, продолжающийся пять—семь дней. Всё это время ночевать приходится в палатках, лишённых всяких удобств, нести палатки надо самим, при этом они не спасут ни от медведя, ни от холода с ветром. «Северный Урал» начал изготавливать спальные модули по итальянским образцам — четырёхместные, с безопасными печками. Планируется, что в модулях будут ночевать женщины и дети, мужчины же останутся в палатках. Такие модули будут установлены на расстоянии дневного перехода друг от друга, а в начале и в конце тропы модули будут большими, на 20 человек, с душевыми и столовыми.

Сейчас компания тестирует первые пять модулей, которые установила на Кваркуше и в охотхозяйстве под Кунгуром, и готовится к поставке 15 модулей по заказу заповедника «Остров Врангеля» на Чукотке. От уральских заповедников заказов пока нет — там с финансовыми ресурсами похуже.

Очень в тему прозвучало сообщение представителей одного из уральских заповедников — Вишерского. Заместитель директора заповедника по экологическому просвещению Марина Антипина поведала о возможностях посещения заповедника. Оказывается, в 2012 году Вишерский заповедник вошёл в федеральную программу по развитию познавательного туризма, и теперь у заповедника есть две благоустроенные базы для размещения туристов — в посёлке Вёлс и на кордоне 71-й километр.

На территории самого заповедника обустроены тропы для многодневных и однодневных походов, есть скамейки, туалеты, мусоросборники, наглядная навигация и информационные стенды.

Правда, добраться до Вёлса и тем более до 71-го километра — это целое приключение, но у заповедника есть специальный транспорт — комфортабельный «Урал», уазик и катер на воздушной подушке, так что доставку от Красновишерска можно организовать.

О своих возможностях поведали сотрудники других охраняемых территорий Урала — природных парков, которых немало в Свердловской области. В парке «Оленьи ручьи» в год бывает до 75 тыс. туристов, иногда приезжает более 3000 человек в сутки! Заместитель директора парка Елена Сорокина рассказала, как удаётся сохранять дикую природу в условиях создания привлекательных турпродуктов, как оборудуются тропы, организуется сплав по реке Серга, как в соседнем посёлке функционируют кафе, автостоянка, мотель, какую сувенирную продукцию выпускает парк.

Как эти и другие природные территории могли бы повысить привлекательность для туристов, рассказали директор по развитию московской компании GoPark — Walltopia Дмитрий Викорчук и модератор круглого стола Олег Ощепков. GoPark — Walltopia создаёт для каждого природного парка неповторимую, уникальную имиджевую инфраструктуру: верёвочные парки, аттракционы, не имеющие ничего общего с тем, что приходится видеть в «парках культуры и отдыха», систему навигации, «сувенирку» и многое другое, в том числе специальные забавные объекты «для селфи». Всё это — в рамках единой концепции, отражающей суть и душу природной территории.

Нечто в том же роде делает и компания «Озон», только без инфраструктуры развлечений. Олег Ощепков считает, что любая территория может быть привлекательной для туристов, только одним территориям повезло — им привлекательность дана изначально, а другим надо что-то придумывать. Классический пример — хоббиты в Новой Зеландии. Тысячи туристов в последние годы устремились в эту весьма отдалённую страну, чтобы побывать в Средиземье, а точнее, в местах съёмок фильмов Питера Джексона по романам Джона Толкина.

Такие — ну, может, чуть менее масштабные — легенды придумывает «Озон» для территорий Пермского края. Точнее, не столько придумывает, сколько визуализирует то, что придумал народ, например инопланетян в Молёбке, кунгурский чай, суксунские целебные грязи.

Так, для Молёбки «озоновцы» предложили открыть «посольство Земли», где туристам ставили бы въездные и выездные штампы на путёвки или на открытки, блокноты, продавали бы специальные почтовые марки и т. д.; придумали уморительную «сувенирку», например трёхпалые, как рука «гуманоида», рукавички, а также несколько видов «пилюль», помогающих при контакте, — разноцветных конфет. Заодно брендировали местную морковь (она там на редкость качественная), назвав её «неземным удовольствием». Предложили также переименовать улицы в деревне — например, улица Андромеды, улица Тау Кита… Олег Ощепков считает, что на фоне таких табличек селфи будут делаться тысячами.

Но разработки почти не внедряются, а те, что худо-бедно внедрены, почти не работают. Почему? Компания передала объёмный брендбук власти, но у власти нет знаний, как это продавать, а также кому продавать, как выйти на целевую аудиторию. Нет нужной информации у бизнеса, который мог бы подключиться к процессу. Нет специальной муниципальной программы, нет синергии власти, бизнеса и активных жителей территории.

А между тем Кишертский муниципальный район, где находится Молёбка, относится к числу тех, которые серьёзно заинтересованы в развитии территориального мифа. Об этом заместитель главы администрации Кишертского района Наталья Колобова говорила на семинаре «Роль мифов территории в формировании туристического продукта», который тоже прошёл в рамках форума. «Это бренд мирового уровня, огромный ресурс Пермского края!» — сказала она о Молёбке.

Модератор — заведующий кафедрой социально-культурных технологий и туризма Пермской государственной академии искусства и культуры Павел Ширинкин — поддержал докладчицу, сообщив, что эзотерики называют три главных места на Земле: Стоунхендж, Аркаим и Молёбка.

Участники семинара предложили для территорий Пермского края множество мифов. Так, куратор Музея пермских древностей Юлия Глазырина рассказала о возможностях, которые даёт краю бренд «Пермский период». Директор ООО «Азиатско-Европейская компания» Светлана Ряпосова и директор ООО «ИндустрияСервис» Александр Гонохов активно продвигают бренд Ермака и планируют создать масштабную сеть сервисно-развлекательных центров, расположенных по маршруту легендарного казачьего похода от Перми до Тобольска. Специалист в области исследования территориальной мифологии Института этнологии и антропологии РАН Павел Куприянов вообще предложил миф о том, что в своём втором путешествии Робинзон Крузо побывал в Перми Великой — где-то недалеко от Чердыни!

Мифы, предлагаемые жителям Пермского края для «раскрутки», были очень разные: и научно обоснованные («Пермский период»), и укоренённые в традиции (Молёбка), и абсолютно «отфонарные» (Робинзон). Но все участники семинара настаивали на том, что не так важно, правда или вымысел: главное, чтобы туристам нравилось! Ведь в Лондоне никогда не было сыщика по имени Шерлок Холмс, в Стоунхендже никогда не было друидов, а «древняя» одежда шотландцев — килт — появилась лишь в XVIII веке.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться