Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Искусство как аттракцион

В музее PERMM работает полностью интерактивная выставка

Поделиться

Выставка арт-дуэта «Электробутик» не зря называется «Искусство для людей». Во-первых, объекты, созданные художниками Алексеем Шульгиным и Аристархом Чернышёвым, эксплуатируют самые утилитарные гаджеты, созданные в последние годы для людей, — все эти айподы, айпады и айфоны; а во-вторых, без людей эта выставка просто не существует, поскольку она полностью интерактивна: объекты только тогда выполняют свою эстетическую функцию, когда вступают во взаимодействие со зрителем.

Самые удачные произведения из тех, что экспонируются на первом и втором этажах Музея современного искусства PERMM, можно было вычислить в ходе вернисажа: к ним выстраивались очереди. Когда ажиотаж первых дней стих, на выставку зачастили родители с детьми — каникулы же, а тут такая неожиданная возможность развлечь чадо интерактивными аттракционами, да ещё и эстетически продвинуть!

Дуэт «Электробутик» пермякам известен хорошо: это авторы скульптуры Icon Man, которая некоторое время красовалась прямо перед входом в краевой минкульт. Понятно, что простояла она там недолго. Нынешние аттракционы, привезённые дуэтом в Пермь, как и Icon Man, внедряют современные потребительские технологии в пространство арта. Шульгин и Чернышёв называют себя «пионерами медиаарта в России». У обоих интересный бэкграунд: Шульгин — музыкант, играл в панк-группе, а Чернышёв по образованию астроинженер. Их творчество — это очень технологичный медиаарт, весьма востребованный за рубежом, например на берлинском «Трансмедиале». Заслуги «Электробутика» перед отечественным contemporary art отмечены премией им. Кандинского.

«Искусство для людей» — самый крупный выставочный проект дуэта, включающий в себя большое количество объектов, каждый их которых представляет собой что-то вроде небольшого узла высоких технологий. Когда посетитель входит в музейное пространство, он на мгновение остолбеневает: вокруг всё светится и булькает.

Больше всего в экспозиции экранов, на которых посетители видят себя. «Что может быть приятнее, чем увидеть себя в телевизоре!» — иронично комментирует замысел авторов куратор музея PERMM Анна Суворова. Самый забавный и многозначительный экспонат в этой серии называется Out of Control: посетители видят себя на экране, по которому как бы идут трещины (на самом деле это часть изображения). Молоток висит рядом на стене.

Целая серия экранов на втором этаже по-разному искажает и трансформирует зрителя: он оцифровывается, раздваивается, замедляется и убыстряется, превращается в набор геометрических фигур… Один из этих экранов — «телезеркало», смотрясь в которое, человек видит себя вписанным в медиареальность — это может быть выступ-ление поп-исполнителя, спортивный матч или какой-то официальный репортаж. Ещё одно остроумное «телезеркало» наполнено известными логотипами — от «мерседеса» до красного креста, и силуэт зрителя оказывается сложенным из таких логотипов.

Кроме того, посетитель может увидеть себя… глазами Аполлона: огромное изображение античной скульптуры на стене снабжено «зеркальными» очками, и, глядя в них, человек становится частью арт-объекта, взаимодействующего и с античностью, и с будущим!

Всё это несколько напоминает комнату смеха в советском парке культуры и отдыха, и вполне логично, что в экспозиции есть и обычное кривое зеркало. Не вполне обычное, впрочем: тонкий лист полированной нержавейки по-разному изгибается, приводимый в движение сложными механизмами; соответственно, по-разному искажается силуэт смотрящегося в это зеркало зрителя. Так сказать, вся комната смеха в одном объекте.

Всё это веселье не так уж просто, в экспозиции «зашит» определённый месседж. По словам Анны Суворовой, авторы говорят об агрессивном воздействии медиа на человека, о растущем уровне «информационного мусора». Совершенно однозначно читается это послание в объекте «Инфобум» — это макет ракеты, из сопла которой вылетают разноцветные фрагменты фраз из новостийных сообщений, этакий информационный выхлоп.

Есть и экспонаты с конспирологическим подтекстом, как бы намекающие на то, что вокруг нас есть скрытая информация, воздействующая на подсознание. Так, при взгляде через специальные очки цветные пятна на стенах превращаются в видеорепортажи (объект «Дизайн неолиберального режима»), а объект Invisible Message представляет собой загадочные чёрные завитушки, в которых только через камеры смартфонов можно прочитать скрытый текст.

Апофеоз этого мира агрессивных медиа — «Большой говорящий крест». Инсталляция в форме креста создана из обломков действующего информационного табло аэропорта, по которому бегут сообщения о прилётах и отлётах. Если встать напротив креста и поклониться, раздаётся грохот и крест начинает сиять белым светом. Возможно, это намёк на новый культ, который возникнет в будущем на обломках информационной цивилизации.

На выходе с первого этажа посетителю придётся столкнуться с самым активным из всех интерактивных экспонатов выставки. Человек видит свой силуэт в стекле огромного противогаза, на фоне совершенно адских дымящихся и пылающих развалин. Но если раздеться до пояса, пейзаж в оконце меняется: появляется зелёный лесок, начинают чирикать птички. Надо, стало быть, сбросить с себя покровы цивилизации, обнажиться и открыть природное начало.

Расположение объекта не случайно: он символизирует переход от информационно-технологического ада первого этажа к творческому раю второго. Главный экспонат «райского» второго этажа — это «Артомат», интерактивный экран, на котором при помощи нехитрой программы можно создавать арт-объекты. Программа может действовать и без помощи человека: пространство второго этажа украшено постерами и напечатанными на 3D-принтере скульптурами, созданными искусственным интеллектом.

Покидая выставку, зрители не могут пройти мимо объекта под названием «Голос свободы» — это кабинетный рояль, напротив которого установлен большой экран с изображениями медийных лиц. Посетитель может выбрать, чьим голосом он будет играть. Можно поиграть голосом президента Владимира Путина, произносящего слово «модернизировать», или голосом телеведущей Ксении Собчак, которая произносит слова «существующий режим»: в зависимости от того, на какие клавиши рояля нажимать, голос становится выше или ниже, а если сыграть мелодию, получается вообще красота! Возможности при выборе «спикера» весьма разнообразны. Можно «поиграть», например, Маратом Гельманом или Эдуардом Лимоновым… Неудивительно, что именно к этому объекту на вернисаже выстроилась самая длинная очередь.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться