Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Русский авангард в стране балета и футбола

Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян вернулась с международного вернисажа в Монако

Поделиться

Выставка «От Шагала до Малевича: революция авангарда» открылась в Монако 11 июля. Куратор из Центра Жоржа Помпиду в Париже Жан-Луи Прат собрал около 200 произведений искусства, принадлежащих к русскому авангарду, в экспозицию, которая создавалась в рамках Года России в Монако. По мнению Прата (да и не только его), русский авангард — это главный вклад России в мировое изобразительное искусство, а если говорить о ХХ веке, так это просто бесспорно. Куратор считает, что авангард — самое «европейское» из российских художественных течений, и трактует свой труд как сближение России с Европой.

Главная «фишка» выставки — то, что картины изыскивались в музеях России, то есть были практически неизвестны европейским любителям искусства. Конечно, принял участие и Музей Марка Шагала в Ницце (было бы странно не использовать такой ценный источник информации, да ещё так близко расположенный), а также Музей современного искусства в Салониках, где хранится знаменитая коллекция Георгия Костаки, но ядро выставки составили картины из Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, а также из картинных галерей Нижнего Новгорода, Саратова, Екатеринбурга, Тулы, Астрахани, Краснодара, Ростова Великого и даже Нижнего Тагила. Пермская государственная художественная галерея предоставила целых три работы: знаменитые «Лучистые лилии» Натальи Гончаровой, «1914» Александра Шевченко и абстрактную «Композицию» Александра Родченко.

Год России в Монако насыщен событиями: тут и спорт, и опера с балетом… Но «От Шагала до Малевича» — центральное событие всей программы. Выставка проходит в Гримальди Форуме под личным патронатом князя Монако Альбера Гримальди. Это не только крупнейшее культурное событие года, но и одно из главных светских событий. Неудивительно, что организаторы выставки не только пригласили на вернисаж представителей абсолютно всех музеев, чьи работы выставляются в Форуме, но и оплатили им перелёты бизнес-классом, проживание в великолепном отеле и банкет в модном яхт-клубе.

«Башня Третьего Интернационала» Владимира Татлина Пермскую галерею представляли директор Юлия Тавризян и хранитель коллекции живописи и скульптуры Татьяна Суворова. Впечатлений у них, конечно, множество, но главное впечатление, по словам Юлии Тавризян, — это сама выставка.

Гримальди Форум — это современное многофункциональное пространство, которое легко трансформируется в зависимости от характера события: он может быть и выставочным залом, и концертным, и местом проведения промышленных ярмарок или конференций. Жан-Луи Прат создал экспозицию в форме цветка, где в центре — знаменитая «Башня Третьего Интернационала» Владимира Татлина, и от этого центрального пространства расходятся, как лепестки, залы, посвящённые разным направлениям русского авангарда: лучизму, супрематизму, аналитизму и т. д. «Титульные персонажи» выставки — Марк Шагал и Казимир Малевич —получили по персональному пространству рядом с башней Татлина.

Эта башня, хоть и расположена в центре экспозиции, сразу видна каждому входящему: для этого напротив входа проделано специальное окно. Кроме этого окна посетителей встречает миниатюрный макет выставки, чтобы сразу можно было продумать маршрут.

Организация экспозиции, при всей простоте, очень умная: Юлия Тавризян говорит, что в ней представлен абсолютно весь русский авангард, она даёт полнейшее представление об этом художественном явлении, но при этом каждая картина подана очень выигрышно, каждая — на своём месте, каждая запоминается. Директор Пермской галереи осталась очень довольна тем, как разместили пермскую «Композицию» Родченко: написанная в светлых тонах, она выигрышно смотрится на фоне «чёрных» работ этого же автора из фонда частных коллекций ГМИИ им. Пушкина.

Юлия Тавризян на фоне «Композиции» Александра Родченко Завершает прогулку по русскому авангарду замечательное интерактивное развлечение — мультимедийный стол, в котором собраны все 200 картин из экспозиции и поверхность которого проецируется на огромный параболический экран. Можно выбрать любую картину, увеличить её до размеров стены и сфотографироваться на её фоне, а можно создать композицию из нескольких картин… Фотографии тут же оказываются на сайте выставки. Разумеется, все российские музейщики сфотографировались на фоне «своих» картин, никто не удержался — и тут же нашли себя в интернете. Принц Альбер тоже развлёкся — сфотографировался на фоне картины Ольги Розановой «Зелёная полоса» из коллекции музея Ростова Великого.

Сама церемония открытия оказалась на удивление простой: перед входом в Форум собралась разодетая в строгом соответствии с дресс-кодом толпа, ровно в 19:00 по радио объявили: «Выставка открыта!», и все пошли на экскурсию, которую вели Жан-Луи Прат и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Среди VIP-гостей были замечены научный руководитель факультета Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ Михаил Швыдкой, внучка Марка Шагала, прибывшая из Франции, а также дама по фамилии Малевич, проживающая в Польше и являющаяся дальней родственницей великого художника.

Вернисаж завершился княжеским приёмом и банкетом в здании яхт-клуба, построенном по проекту Нормана Фостера. Этот яхт-клуб — воплощение знаменитой монакской роскоши, а уж что говорить о яхтах, пришвартованных в его марине!

Недалеко расположено знаменитое казино. Впрочем, испытать фортуну русским музейщикам не удалось: всё свободное время заняли походы по музеям. Монако — крошечная страна, 2 км на 800 м — всё её пространство, но на нём умещается четыре города и 10 коммун, а музеев — без числа! Частные арт-галереи чередуются с салонами по продаже «феррари» и «ламборгини», прелестная набережная украшена скульптурами солисток лучшего в мире балета, который по праву считается главным хранителем наследия Сергея Дягилева, а также отпечатками ног не менее знаменитых монакских футболистов.

Жизнь Монако строится от одного светского события до другого. Прохожих окружают блестящие афиши: балет, опера, концерты, цирк, казино… Вечером везде накрываются фуршеты и банкеты, а на набережной играет джаз, и можно просто сидеть, пить коктейль и слушать музыку.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться