Армен ГАРСЛЯН: «МЕТАФРАКС» СТАНЕТ ЗАВОДОМ №1

Интервью с председателем совета директоров АО «Метафракс»

Поделиться

Гарслян Армен Гайосович. Родился в 1968 году. Окончил юридический факультет Пермского государственного университета, а также Московскую высшую школу «МИРБИС» по специальности «Финансы и кредит». Практическую деятельность в качестве юриста начинал в Мотовилихинском районном суде Перми, компании «Мотовилихинский торговый дом». С 1992 года работал в АО «Уралсибспецстрой», сначала начальником отдела, затем заместителем генерального директора. С 2000 года входит в состав совета директоров АО «Метафракс». В апреле 2002 года избран его председателем.

Армен ГАРСЛЯН, председатель совета директоров АО «Метафракс»:

— На российском рынке есть два крупных производителя метанола — АО «Метафракс» (Губаха, Пермская область) и ЗАО «Метанол» (Томск). В Губахе еще в начале 1980–х годов на базе химического завода началось строительство метанольного производства, на тот момент — самого крупного в мире. Поскольку новое производство создавалось на предприятии, которое имело хорошие традиции, серьезные технологии и квалифицированные кадры, новая современная установка сразу же начала давать отдачу. Более молодой Томский химический завод, куда кадры привлекались со всей страны, до сих пор работает недостаточно стабильно.

Сегодня «Метафракс» занимает около 40% российского рынка по производству метанола. Правда, ситуация достаточно быстро меняется. К примеру, два года назад запущен агрегат М–450 в АО «Тольяттиазот», который сегодня вышел на достаточно стабильную мощность. Группа МДМ, владелец АК «Азот»(Новомосковск), строит собственные мощности по производству метанола, которые планирует запустить в мае 2003 года. Так появляется еще один крупный конкурент.

Россия в целом в настоящее время производит около 3 млн тонн метанола в год, а потребность в этом сырье составляет 1 млн тонн: внутренний рынок не в состоянии «проглотить» весь продукт, выпускаемый отечественными предприятиями.

— Между тем, заводы продолжают развивать это производство. В том числе и «Метафракс»...

— Что касается «Метафракса», то сегодня мы целенаправленно занимаемся реконструкцией имеющихся мощностей. У нас была установка на 750 тыс. тонн метанола в год. Сегодня объем производства вырос до 850 тыс. тонн метанола. В 2005 году, согласно инвестиционной программе, мощности по выпуску метанола достигнут 1 млн тонн. «Метафракс» будет заводом №1 в России.

Эта программа рассчитана на дальнейшую переработку сырья. Для предприятия углубление переработки — стратегическое направление. «Метафракс» имеет преимущества в сравнении с конкурентами, он увеличивает объемы на тех мощностях, которые уже существуют, что значительно упрощает задачу.

Параллельно развивается переработка: в 2005 году «Метафракс» будет перерабатывать на собственных мощностях 250–290 тыс. тонн метанола. Этот процесс идет и сегодня: при ежемесячном выпуске на уровне 80 тыс. тонн метанола примерно от 12 до 15 тыс. тонн идут на внутризаводское потребление и получение продуктов более высокого передела — формалина, уротропина, пентаэритрита, формиата натрия и карбамидоформальдегидных смол.

— Если продукт недостаточно востребован на внутреннем рынке, то появляются дополнительные возможности для экспорта?

— Эти возможности очень слабы, экспорт полностью зависит от железной дороги. Сегодня путем усиленного лоббирования отрасль в целом получила скидки на железнодорожные перевозки. Большую работу при этом провел «Метафракс» при активной поддержке администрации Пермской области и ее губернатора Юрия Трутнева. К счастью, в федеральном ведомстве — МПС — нашлись люди, способные внимательно рассмотреть проблемы далекой Губахи.

В то же время нет никаких гарантий, что с 1 января 2003 года эти тарифы не будут отменены. Вот почему мы проводим политику на увеличение глубокой переработки сырья. Без такого подхода мы можем оказаться в тупике уже в ближайшие 3–4 года. Выпускаемый заводом метанол неконкурентоспособен.

— По каким параметрам? Качеству?

— Нет, качество губахинского продукта просто отличное. Все дело в цене, в тарифах на перевозки и ценах на потребляемый нами газ, который является сырьем для предприятия.

Россия готовится к вступлению в ВТО. Можно дискутировать на тему, хорошо это или плохо, но ни для кого не секрет: отечественные предприятия этого профиля живут сегодня только за счет дешевого газа. Как только цена на сырье будет отпущена и в ход пойдут свободные цены, о которых сегодня так много говорят в «Газпроме», российская продукция будет вытеснена с мирового рынка.

В последнее время в руководстве «Газпрома» обсуждается вопрос продажи газа через биржу. К примеру, продадут в ходе торгов 10 кубометров газа и говорят: «Смотрите, у нас есть люди, которые готовы приобретать газ на бирже». А сколько эти люди готовы купить, сколько такой газ будет реально стоить в перспективе, никто не задумывается.

— То есть вступление в ВТО «Метафракс» не радует?

— Нет. Сегодня в мире строятся гипер–установки, настоящие гиганты, которые способны выпускать по 2–3 млн тонн продукта на дешевом сырье. К примеру, в Тринидаде и Тобаго. Разве мы можем с ними конкурировать? Эти производители столько дешевого метанола привезут в Россию, что никто не сможет оказать такому натиску сопротивление.

— Каковы основные потребители метанола на внутреннем рынке?

— Прежде всего это химические, деревообрабатывающие предприятия. Наша продукция применяется в качестве сырья при производстве синтетического каучука, уксусной кислоты, метиламина, в производстве лакокрасочной продукции, медицине и строительной промышленности. Вообще, круг потребителей этой продукции трудно перечислить. Все, что находится вокруг нас, — бумага, стекло, мебель — все делается на основе продукции «Метафракса».

— Эти потребители платежеспособны?

— К сожалению, в последнее время вновь появились опасные тенденции. В 2000–2001 годах экономика вышла из замкнутого круга неденежных расчетов, с платежами не было особых проблем. Сейчас, похоже, прежние проблемы возвращаются. Потребители задерживают платежи, объясняя это разного рода трудностями. Конечно, нам в таких условиях более выгодно экспортировать свою продукцию. К тому же экспортные цены на метанол выше, чем цены внутреннего рынка. Но мы идем по пути становления стратегического партнерства и никогда не бросим российского потребителя. Рынок развивается циклически, за падением следует рост, и терять уже занятую нишу было бы ошибкой. Может быть, такой подход не совсем рационален с точки зрения текущих финансовых интересов, но с точки зрения перспективы это более дальновидно.

Хотя бизнес есть бизнес, правила здесь очень жесткие. В прошлом году, когда резко поднялись тарифы на экспортные перевозки, мы это почувствовали особенно остро. Период с октября 2001 года по март нынешнего года был для «Метафракса» крайне тяжелым, не все стратегические партнеры нас тогда поддержали.

— Каковы результаты деятельности предприятия в 2002 году?

— 2002 год, к сожалению, по результатам будет хуже, чем предыдущий: практически целый квартал из–за проблем с перевозками готовая продукция не отгружалась на экспорт. А производители метанола на внутреннем рынке из–за несогласованности действий устроили настоящий демпинг. Если балансовая прибыль 2001 года составляла более 1,1 млрд рублей, то в 2002 году мы будем иметь 877 млн. Но при этом, несмотря на неблагоприятную ситуацию, мы много средств вложили в капитальный ремонт и реализацию инвестиционных программ.

— Можно привести пример?

— В 2002 году предприятие закупило оборудование и технологию интегрированной системы управления ресурсами ORAKLE, которую мы запустим в феврале 2003 года. Стоимость проекта около $5 млн. Мы впервые запускаем систему не только на учет управления ресурсами, но и на само производство.

В текущем году «Метафракс» инвестировал 180 млн рублей в строительство и запуск кирпичного завода «Меакир» в г.Березники, с объемом выпуска кирпича 60 млн штук в год. АО «Метафракс» является владельцем 54% акций завода. Планируемый объем инвестиций для вывода предприятия на полную мощность составит в 2004 году 170 млн рублей. Это самое крупное производство кирпича на севере Пермской области.

Второй крупнейший проект АО «Метафракс» — это строительство установки КФК–85. Сегодня на территории завода полным ходом идет монтаж первой в России установки по производству карбамидоформальдегидного концентрата по лицензионной технологии, мощностью 60 тыс. тонн в год. Контракт на покупку этого оборудования был подписан в июле 2001 года с одним из мировых лидеров по производству формальдегида и КФК — шведской компанией «Персторп Формокс». Контракт на приобретение второй установки КФК–85 находится в стадии подписания. Все вспомогательные объекты (емкостный склад, насосная, сливо–наливная эстакада, центральный пункт управления, лаборатория) строятся сразу для двух комплектных установок.

В мире более 60% формальдегида получают либо по технологии «Персторп Формокс», либо на катализаторе «Персторп Формокс». За 25 лет по технологии этой фирмы построено свыше 80 установок по всему миру. Проект «Метафракса» имеет порядковый номер 79. Процесс «Персторп Формокс» полностью соответствует всем международным требованиям по безопасности и охране окружающей среды, сертифицирован в соответствии с требованиями стандартов ISO.

Строительство установки даст возможность заводу выйти на мировой уровень по качеству выпускаемого концентрата и культуре производства. Пуск первой линии намечен на июль 2003 года. Вторая установка КФК будет пущена в 2005 году. Вот почему мы очень надеемся, что рынок метанола продержится на сегодняшнем уровне хотя бы 2 ближайших года. Это позволило бы нам создать базу, обеспечивающую стабильность.

— От чего зависят перепады на мировом рынке этого продукта?

— Метанол — чрезвычайно изменчивый химический продукт. Рынок развивается циклически. Все зависит от политики крупных мировых производителей. К примеру, на рынке действует американская компания «Метанэкс», которая продает ежегодно 7 млн тонн метанола (при нашем производстве в 750 тыс.). Конечно, с такими гигантами трудно конкурировать. Но мы с ними встречаемся несколько раз в году, пытаемся договариваться.

«Метафракс» известен на мировом рынке, мы формируем свою нишу путем согласованных действий с крупнейшими конкурентами. Поставляем продукцию через Финляндию, где находятся терминалы, в различные страны. В том числе — и Америку.

— Какую долю в объемах занимает экспортная составляющая?

— В настоящее время на экспорт идет 50% продукции, хотя есть возможность продавать за рубеж и 80%. Я прошу менеджеров точно рассчитывать ту грань, когда мы могли бы, сохраняя стратегическое партнерство, зарабатывать больше денег. Конечно, при наличии возможности. Когда благоприятных условий не будет и рынок упадет, продукция будет не нужна никому.

— В совете директоров «Метафракса» есть два представителя АК «Сибур». Этот холдинг является одним из собственников и стратегических партнеров завода?

— До сих пор крупным пакетом акций «Метафракса» владели дочерние компании АК «Сибур» через посредников — ЗАО «Газонефтехимическая компания» и ЗАО «Газсибконтракт–Трейдинг» (в целом около 34% — Т. В.) Сегодня эти акции уже проданы «внучкам» АО «Газпром» (одним из новых владельцев является ЗАО «ЭКСПОСИТИ–ХХI»). С ними мы пока не знакомы, узнаем об этих новостях в процессе перерегистрации. «Газпром» таким образом собирает свои активы. Разумеется, газовики не могут не быть нашими партнерами: на входе в технологическую цепочку у нас 100–процентный газ, и от политики «Газпрома» во многом зависит судьба «Метафракса».

— Совместная работа идет успешно?

— Говорить, что работа идет успешно, было бы неправдой. Вопрос обеспечения газом — один из самых тяжелых в повседневной жизни предприятия. Хотя на территории России не много потребителей, которые готовы рассчитываться за сырье предоплатой, но нужный объем газа, к сожалению, не всегда легко получить. В рабочем порядке мы решаем вопросы с представителями ООО «Пермрегионгаз» и московским ООО «Межрегионгаз», который поставляет нам необходимый объем сырья.

Я бы не сказал, что на федеральном уровне кого–то интересует, что «Метафракс» — градообразующее предприятие с коллективом работающих в 2,7 тыс. человек.

— И каковы перспективы на 2003 год?

— Самое интересное заключается в том, что ситуация не прогнозируется. Мы это поняли, когда проанализировали рынок за последние 5 лет. От каких факторов цена начинает повышаться и снижаться? Этот вопрос мы задавали другим производителям во время многих международных конференций. Никто не может сказать ничего определенного. Все, как один, отвечают: что будет в ближайшие 3 месяца, еще известно. Но — не дальше.

Прогноз на 1 квартал 2003 года таков: ситуация сохранится на том уровне, что мы сегодня имеем. Скорее всего, в ближайшие три месяца будут действовать те тарифы на железнодорожные перевозки, которые мы имеем сейчас.

С газом ситуация непонятна, поскольку до сих пор «Газпром» не выделил объемы ООО «Межрегионгаз» на 2003 год. У «Метафракса» же с увеличением производственных мощностей потребность в газе увеличивается до 1,0 млрд кубометров. Это очень много. Поэтому мы на самом деле не знаем, что нас ждет: в таких условиях невозможно строить политику на 2003 год, формировать бюджет и планировать выпуск продукции.

Если говорить о тенденциях, то железная дорога, скорее всего, будет реформироваться. Как себя поведет РЖД в процессе преобразований, тоже неясно. Конечно, есть надежда, что здравый смысл победит. Платить $40 за перевозку при цене метанола 2,5 тыс. рублей за тонну, нелепо. И это еще — цена со скидкой. На самом деле цена перевозок сегодня практически равна стоимости самого продукта.

Думаю, что цена газа в 2003 году поднимется еще на 20% (в 2002 году мы уже имели плюсом 20%). Прошлогоднее повышение прошло для химических предприятий без больших последствий, поскольку совпало с подъемом рынка. В 2003 году ничто не смягчит удар.

— Это весь перечень глобальных проблем, с которыми сталкивается «Метафракс»?

— Глобальных проблем больше нет. Технический персонал предприятия очень квалифицированный. Остается отстроить финансовый блок, чтобы более глубоко анализировать проблемы и заниматься формированием бюджета.

Особое внимание уделяется кадровой политике. У завода есть специальная программа, в соответствии с которой идет обучение молодых специалистов. В Губахе необходимо создавать инфраструктуру, привлекательную для молодых специалистов. Сейчас, по сути, нет ведомственного жилья, но мы должны его строить. Потому что собственная квартира — самый весомый аргумент в привлечении молодых кадров на завод.

Средний возраст персонала на «Метафраксе» — 43 года. Наша задача — параллельно с развитием современного производства обеспечивать и европейский уровень обслуживающего его персонала.

— Как сказывается на судьбе «Метафракса» статус градообразующего предприятия?

— В Губахе работают сегодня два крупных предприятия — «Метафракс» и «Коксохим». Но если «Метафракс» платит налоги (примерно на 80% обеспечивая бюджет), то «Коксохим» — нет. Мне сложно сказать, почему так происходит. Мы хотели бы, чтобы местная власть разобралась в сложившейся ситуации.

Мы не можем бесконечно обеспечивать теплом все городское жилищно–коммунальное хозяйство бесплатно и нести на своих плечах всю социальную сферу. Город не расплатился с «Метафраксом» еще по прошлогодним долгам, а сегодня пришла уже новая зима. Здравый смысл подсказывает, что это неправильно и несправедливо. Так что проблем «Метафраксу» хватает. Вполне. Надеемся, что все они разрешимы.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться