1993 | ЧИФы: чековые фонды
Параллельно с ОАО в регионе были созданы ЧИФы. Первое время они были «на коне», аккумулировав более трети ваучеров из почти 3 млн, выданных в области.

Всего же в Пермской области было 15 ЧИФов, причём три из них были в «глубинке»: «Перспектива» (Кудымкар), ФЭБ (Лысьва), «Форт-инвест» (Чайковский).
ЧИФ «Народный» под управлением компании «БиС» был одним из самых заметных. Талантами Григория Баршевского, который первый эффективно начал работать с рекламой, фонд привлёк 76 тыс. вкладчиков. Вскоре группа «БиС» сменила род деятельности, окунувшись с головой в более прибыльный, как тогда казалось, банковский бизнес. ЧИФ «Народный» был присоединён к банку «БиС-кредит». Кроме того, они стали развивать риэлторское направление, причём работали даже с недвижимостью США. К слову, «БиС-риэл-эстейт» тогда возглавлял Анатолий Маховиков.
ЧИФ «Пермский» с самого начала навлёк на себя гнев коллег. Только начав размещение акций, ЧИФ объявил о выплате дивидендов за 1-й квартал 1993 года в размере 100% годовых. Объяснялось это забавно: «Поскольку инфляция очень сильно уменьшает сбережения, будет правильнее не пускать их в операции с ценными бумагами, а выплатить дивиденды первым акционерам». Возможно, это был такой рекламный ход, но правда в том, что первыми акционерами этого ЧИФа были сами учредители, члены совета директоров, их родственники и знакомые. Как бы то ни было, фонд привлёк больше всех акционеров (около 104 тыс. человек), но дивиденды больше никогда не выплачивал.

Фото: Сергей Копышко
Архив ИД «Компаньон»
Председатель совета директоров ЧИФ «Пермский» Владимир Мордовин, кандидат экономических наук, бывший замдиректора института «Пермгражданпроект», был застрелен в 1996 году. От «Пермского» к настоящему времени ничего не осталось.
ЧИФом «Каменный пояс» (50 тыс. акционеров) управляли структуры Дмитрия Рыболовлева. Александр Заверткин в своей рукописи о новейшей истории бизнеса пишет об этом фонде так: «Ставка была сделана на крупнейшие экспортоориентированные химические предприятия Пермской области. Фонд быстро сформировал значительные пакеты «Уралкалия», «Сильвинита», «Метафракса», «Нефтехимика», березниковских «Азота», «Соды», «Бератона», а также Чусовского металлургического завода, «Соликамскбумпрома». Затем началась многоходовая операция, когда всё это богатство выменивали на акции «Уралкалия». А вскоре Дмитрий Рыболовлев взял в свои руки оперативное управление этим предприятием. Как впоследствии оказалось, одним из самых привлекательных не только в Пермской области, но и во всей стране. Удивительная прозорливость для одиночки с медицинским образованием. Однако вскоре рядом встал экс-зампред Фонда имущества Пермской области, бывший старший преподаватель кафедры экономики Пермского военного командно-инженерного училища ракетных войск Владимир Шевцов, что многое объяснило».
ЧИФ «Социальной защиты военнослужащих «Нефтяной щит» выглядел многообещающе, но 20 тыс. человек, отдавших сюда свои ваучеры, так и не стали миллионерами.
ЧИФ «Финист Фонд», появившийся на рынке позже всех, довольствовался в основном денежными средствами (более 1 тыс. вкладчиков), покупал ГКО, облигации пермских предприятий, размещал средства на банковских депозитах. Главной «заманухой» для акционеров был депозит в Мотовилихинском коммерческом банке под 100% годовых.
БСБ, впоследствии известная как инвестиционная компания «Ермак», возглавляемая будущим первым вице-губернатором Юрием Белоусовым, получила в управление целый ряд ЧИФов: «Ермак-2» (60 тыс. чел.); «Защита» (8 тыс. чел.) — фонд социально незащищённых слоёв населения, пенсионеров, инвалидов; «Детство-1» (порядка 8 тыс. чел.) — фонд для детей под опекой государства и работников детских домов. Также к ним были присоединены ещё несколько небольших фондов: «Приват-инвест» (1 тыс. чел.); «Социальный» и «Камский».
ЧИФ «Парма» привлёк 70 тыс. акционеров и стал основой группы, которой командовали вузовские преподаватели и выпускники специальности «Экономическая кибернетика» ПГУ: Геннадий Кремер (руководитель Западно-Уральского учебно-научного центра), Валерий Сюткин и Юрий Гантман (заведующий кафедрой финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета).
Из всех вышеназванных ЧИФов только «Ермак» и «Парма» пытались сотрудничать с разной степенью успешности с директорами промышленных предприятий, которыми владели. Инвестировать в производственные программы, как того хотели законодатели, никто не стал, зато вместе с ЧИФами в Пермской области появились работники рынка ценных бумаг.
ЧИФы стали их кузницей кадров.