Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Пермская надежда двигателестроения

Директору ПМЗ поручено наладить дела в дивизионе ОДК «Двигатели для гражданской авиации»

Поделиться

Назначение главой дивизиона ОДК «Двигатели для гражданской авиации» Сергея Попова, занимающего сейчас должность управляющего директора Пермского моторного завода, вызвало разговоры о том, что в скором времени центр дивизиона, ранее дислоцировавшийся в Рыбинске, может быть перемещён в Пермь. В ОДК такую возможность отрицают. Однако эксперты допускают изменение вектора развития корпорации.

ПМЗ

Пермский двигателестроительный комплекс всегда был в центре внимания федеральных властей. В условиях поставленных задач по импортозамещению и новых кадровых назначений в Объединённой двигателестроительной корпорации у пермяков появляются новые шансы на успех
  Ирина Молокотина

Выбор в пользу «Сатурна»

По сообщению Объединённой двигателестроительной корпорации, с 30 апреля управляющим директором рыбинского НПО «Сатурн» назначен Виктор Поляков. Руководителем же дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» стал управляющий директор ПМЗ Сергей Попов, сохранивший и пост директора пермского завода. При этом возможность наделения ПМЗ статусом головного предприятия дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» в пресс-службе ОДК отрицают: «Головным предприятием остаётся НПО «Сатурн».

Сергей Попов назначен приказом ОДК, без срока. Таким образом, Илья Фёдоров, руководивший одновременно и НПО «Сатурн», и дивизионом, был смещён с обеих должностей.

В то же время, как пояснили в пресс-службе корпорации, «региональная структура вообще временная, постепенно ОДК перейдёт к управлению программами, то есть будет происходить управление проектом, осуществлять которое будет его директор (например, в случае с Пермским краем — директор проекта ПД-14)».

В ОДК не сообщили, будет директор физически находиться в Перми или в Москве.

«Стратегия корпорации предполагает трансформацию юридического контура управления, которая предполагает переименование предприятий и увеличение доли ОДК по результатам допэмиссий, затем — переход предприятий в статус структурных единиц, преобразование серийных предприятий в единицы цепочек поставок, а далее — переход на единую акцию», — конкретизировали перспективы развития предприятий ОДК в пресс-службе корпорации.

Глава ОДК Владислав Масалов в своём интервью «Новому компаньону» уже говорил о планах по постепенной централизации предприятий, входящих в структуру ОДК. Как сообщают сегодня в ОДК, с того момента стратегия корпорации существенно не изменилась.

В том же интервью Масалов объяснил причины, по которым «Сатурн» был выбран головным предприятием дивизиона «Двигатели для гражданской авиации»: «Главным аргументом для выбора «Сатурна» в качестве головного предприятия дивизиона был опыт создания двигателя SaM146, который имеет сертификаты эксплуатации во всём мире. Создание двигателя, сразу получившего европейский сертификат, — это беспрецедентное событие в истории российского и советского двигателестроения. Та огромная работа, которая была проведена, позволила НПО «Сатурн» подняться гораздо выше других предприятий ОДК в умении конструировать и налаживать производство нового двигателя. Именно поэтому мы выбрали НПО «Сатурн».

Уже тогда возникали вопросы о плохом финансовом положении «Сатурна», а также «подозрения», что оно будет поправлено за счёт Перми. Однако эти предположения Владислав Масалов опроверг: «Да, у «Сатурна» есть убыток, и этот убыток предприятию приносит только один вид деятельности —SaM146. Это так называемые стартовые убытки по проекту, которые есть у всех новых изделий и которых вряд ли удастся избежать и у ПД-14. В прошлом году была достигнута договорённость о государственных субсидиях для «Сатурна» по процентным ставкам по кредиту и по стартовым убыткам. Таким образом, положение рыбинского предприятия не так уж плохо. Добавлю, что субсидии отражаются в балансе, но не отражаются в отчёте о прибылях и убытках. Это вносит некоторую сумятицу в понимание реального положения дел».

Планы по централизации предприятий ОДК были связаны с идеей последующего ребрендинга всех предприятий отрасли. Идея ребрендинга выглядела примерно так: все предприятия корпорации будут со временем носить названия вроде «ОДК-Пермь», которые заменят традиционные «Пермский моторный завод», и т. д.

Как пояснили «Новому компаньону» в корпорации, сейчас планы по ребрендингу не изменились, но отсрочены. «Это связано с некоторыми техническими сложностями, поскольку Пермский моторный завод является получателем средств федеральной целевой программы. Смена названия повлечёт за собой сложности, связанные с переоформлением ряда документов», — прокомментировали в ОДК.

Вектор на Пермь

В ОДК кадровые перестановки в топ-менеджменте дивизиона объясняют тем, что главная задача корпорации — достигнуть эффективности управления, а Сергей Попов показал себя эффективным. «На Попова возлагались определённые надежды, и он их оправдал», — заявляют в ОДК. Если 2012 год ПМЗ окончил с чистым убытком почти в 5 млрд руб., то в 2014-м чистая прибыль достигла 942 млн руб. План 2014 года выполнен на 111%, в итоге получен хороший финансовый результат. Объём производства в 2014 году составил порядка 16 млрд руб., объём выручки — 20 млрд руб.

Информация об итогах года рыбинского «Сатурна» не столь положительная. По данным отраслевых СМИ, чистый убыток компании за 2014 год составил 5,45 млрд руб., увеличившись с 2013-го в 1,88 раза с 2,9 млрд руб. Убыток «Сатурна» от продаж в 2014 году составил 315,45 млн руб., в то время как в 2013-м продажи принесли прибыль в 1,64 млрд руб. Как сообщает «Военно-промышленный курьер», изготовление каждого агрегата SаМ146 приносит 40 млн руб. убытка.

Сам экс-руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» и бывший управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Фёдоров признавал, что на производстве SаМ146 несёт убытки как «Сатурн», так и его французские партнёры. Однако государство, «понимая сложившуюся ситуацию, дотирует эти убытки». По словам Фёдорова, на безубыточный уровень по двигателю SаМ146 предполагается выйти в 2023 году.

В свою пользу руководитель отметил, что в Рыбинске за пять лет, по сути, построен новый завод, оснащённый по последнему слову техники.

Отраслевой эксперт, пожелавший остаться неизвестным, отмечает: «Экономика ПМЗ в последние годы считалась более сильной, нежели экономика «Сатурна». Продукт вчерашнего дня Д-30 (мотор сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31) снят с производства, но завод получает прибыль, ведя его ремонт и обслуживание. Двигателей же этих на самолётах Минобороны РФ работает ещё достаточно много, и отказываться от них пока никто не хотел. Продукт сегодняшнего дня — ПС-90А и его модификации. Есть небольшой спрос на авиационную версию этого мотора, завод также получает прибыль от сопровождения его в эксплуатации. Хорошо реализовывались газотурбинные установки (ГТУ) на базе ПС-90А, занимая основную часть производственной программы предприятия. Реализовывались также ГТУ малой мощности на базе двигателя Д-30. Ещё один сильный козырь в продукции сегодняшнего дня — гособоронзаказ на производство ПС-90А-76 для Ил-476. Это означает, что минимум до 2020 года завод укомплектован гарантированным производством 50 ГТУ на базе ПС-90А и 50 авиадвигателей ПС-90А-76. Есть у ПМЗ и продукт завтрашнего дня — ПД-14, поскольку именно ПМЗ является конечным производителем и будет осуществлять сопровождение в эксплуатации этого мотора».

Как сообщает другой аналитик отрасли, ещё в 2011 году у ОДК были планы за счёт молодой команды ПМЗ создать дивизион «Двигатели для гражданской авиации» на базе пермского предприятия. Однако внедрению нового якобы помешало сопротивление старой команды.

«К 2013 году на ПМЗ была не очень стабильная внутренняя обстановка плюс нюанс в экономике, связанный с тем, что в балансе нужно было показать долги прошлых лет, в то же время основные объёмы производства и платежей по ПС-90А-76 начинались годом позднее. В этой ситуации, пользуясь моральной поддержкой старой команды ПМЗ, Рыбинск развернул вектор политики ОДК в свою пользу. Этому способствовало и то, что после выборов президента РФ в 2012 году сменился руководитель Минпромторга РФ, следом с должности гендиректора Оборонпрома ушёл Андрей Реус, и дальше произошли изменения в руководстве ОДК — её возглавил выходец из «Сатурна» Владислав Масалов. Далее известно: Михалёву вменяют в вину старые долги. Ставят на его место Попова. Попов первым делом чистит на ПМЗ руководителей старой закваски.

По мнению эксперта, если Попов не поедет в Рыбинск, то и центр дивизиона останется в Перми.

Сам Сергей Попов на вопрос, получат ли моторостроительные предприятия Пермского края преференции от его назначения, ответил: «Думаю, да».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться