Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Техно-Галатея

«Балет Евгения Панфилова» показывает на «Золотой маске» спектакль Алексея Расторгуева

Поделиться

Точнёхонько в день выхода «Нового компаньона», 7 апреля, на фестивале «Золотая маска» пермский театр «Балет Евгения Панфилова» представляет одноактный балет «Глазами клоуна». Следуя правилам хорошего театрального тона, за пару дней до поездки в Москву спектакль показали пермякам.

Глазами клоуна

  Юлия Трегуб

Важность сегодняшнего показа на «Золотой маске» — в том, что впервые театр представляет работу собственного, «доморощенного» хореографа постпанфиловской генерации. Да, «Балет Евгения Панфилова» неоднократно выступал на «Маске» и даже получал премии, но всегда — за работы приглашённых хореографов или за восстановленные панфиловские балеты. Между тем танцовщик театра Алексей Расторгуев долго и очень упорно рос как хореограф, пробуя себя и в брутальных постановках «Бойцовского клуба», и в юморесках для «Балета толстых», и в попытках философской хореографии для основной труппы театра.

«Глазами клоуна» — очень показательная работа: видны и достоинства Расторгуева как человека упорного и творческого, и недостатки — правда, уже не самого хореографа, а структуры театра, где нет ни толкового музыкального руководителя, ни завлита. А они, оказывается, бывают иногда нужны.

Толковый завлит разобрался бы с названием балета: либо предложил что-то более адекватное его содержанию, либо как-то разъяснил зрителям, при чём тут известный роман Генриха Бёлля, название которого позаимствовал Расторгуев.

Собственно, ни к роману, ни к клоунам вообще балет отношения не имеет. Скорее, напоминает сказку «Три толстяка»: там, помнится, была кукла, которая была точь-в-точь как живая девочка. Подобная кукла — главное действующее лицо балета, а её «кукольная» пластика — его главная «фишка».

Словно в мифе о Пигмалионе и Галатее, некий демиург (сам Алексей Расторгуев) создаёт женщину-куклу, на вид — почти живую, но при этом совершенно кукольную. Кукла осваивается, становится всё свободнее, мимоходом обольщает некоего парня (Сергей Курочкин, умело эксплуатирующий образ обаятельного хулигана), выходит в свет… Но при этом остаётся куклой — механистичной и, по сути, бесчеловечной.

Этот не такой уж оригинальный сюжет, разумеется, никогда не «выстрелил» бы, если бы не Мария Тихонова — балерина невероятной, совершенно нечеловеческой техничности. Её феноменальная пластика, её способность гнуться во все стороны под немыслимым углом, сохраняя в то же время железную мышечную жёсткость, дали Расторгуеву драгоценнейшие возможности создания оригинальных, причудливых, где-то комичных, а где-то почти угрожающих сценических движений. Но ещё драгоценнее умение Марии превращать танец в драму — её сценическое бытие становится настоящим высоким театром без лишней мимики, без «игры лицом», словом, без всякой «театральности», просто за счёт горячего внутреннего нерва, невероятного драйва, который очевиден в каждом её движении.

Не случайно не только Расторгуева, но и Тихонову эксперты сочли достойными номинироваться на главную российскую театральную премию.

Впрочем, не только талантливый танец Марии Тихоновой делает «Глазами клоуна» заметным явлением российского contemporary dance. Алексею Расторгуеву удалось создать достаточно цельное (хотя и очень неровное в музыкальном отношении, хороший музыкальный руководитель мог бы помочь), эстетичное, визуально красивое зрелище, выдержанное в эстетском монохроме, с лёгким приятным налётом сюрреализма.

Имена лауреатов Национальной театральной премии «Золотая маска» будут известны 18 апреля. А в «Балете Евгения Панфилова» до закрытия сезона намечены ещё три премьеры.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться