Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Каменный зверинец

В Пермской галерее открылась выставка «Камнерезы Овчинниковы — уральская династия»

Поделиться

Неизвестно, пытался ли кто-то найти наиболее признанного из мастеров изобразительного искусства, живущих в Пермском крае, но, если такая попытка будет предпринята, наверняка победителем окажется Анатолий Моисеевич Овчинников. Скульптора-камнереза, живущего в селе Красный Ясыл Ординского района, знает весь мир, а на вернисаж в Пермскую государственную художественную галерею 12 марта он пришёл в чешуе правительственных орденов.

Анатолий Овчинников

Анатолий Моисеевич Овчинников — камнерез и фотограф
  Валерий Заровнянных

Овчинников определил «лицо» пермского камнерезного промысла, он на протяжении десятилетий создавал и продолжает создавать каноны пластической анималистики, он — автор целого направления в декоративно-прикладном искусстве и основатель процветающей художнической династии.

Впрочем, на самом деле основатель династии вовсе не он. Мать Анатолия Моисеевича тоже резала камень, так что на сегодняшний день известно о четырёх поколениях Овчинниковых-камнерезов. На выставке, открывшейся в галерее, представлено три из них: патриарх Анатолий Моисеевич и его бывшая супруга Фаина Павловна, дети Татьяна и Роман, внук Дмитрий. Между прочим, талантливый камнерез Анатолий Васильевич Овчинников, работающий в Кунгуре, к этой семье отношения не имеет. Чтобы не путать тёзок, Анатолия Моисеевича и Анатолия Васильевича принято называть по имени-отчеству.

Работы этих художников, особенно Овчинникова-старшего, демонстрируются часто и обильно. Достаточно вспомнить большую выставку «Сотворение камня» в той же галерее или «Селенитовую комнату», открывшуюся недавно на пешеходной ул. Пермской. Но нынешняя работа куратора Александры Пестовой, заведующей в галерее отделом декоративно-прикладного искусства, принципиально отличается от подобных: здесь не просто показаны произведения мелкой пластики — раскрывается внутренний мир художника, его производственная «кухня».

Первый из трёх небольших залов, где расположена экспозиция, называется «Мастерская». Здесь можно увидеть образцы камня, с которым работают прикамские мастера, — ангидрита, талько-хлорита, кальцита и, конечно, селенита; инструменты камнереза — чрезвычайно архаичные: вся работа делается вручную, дедовскими методами. Можно проследить процесс рождения скульптуры — от выбора камня через различные стадии заготовок и обработки к конечному результату.

Второй, самый большой зал Александра Пестова назвала «Мир природы». Основная тема Овчинниковых, как и большинства мастеров-камнерезов Прикамья вообще, — анималистика. Мягкий камень идеально подходит для изображения пушистых зверушек и птиц, юрких рыбок, а Овчинников — гений анималистики. Когда рассматриваешь, как великолепно подобран камень — так, чтобы рыжий ангидрит передавал оттенки меха лисички, серый — волка, серо-жёлтый — рыси; когда дивишься, как живо ложатся каменные пятна и прожилки на рисунок звериной шкуры, поневоле вспоминаешь, как герой сказа Бажова Данила вырезал свой каменный цветок — так, как вёл его рисунок в малахите, как сам камень подсказал.

Экспозиция Овчинникова

Александра Пестова так составила экспозицию, чтобы каменные звери как бы общались друг с другом
  Валерий Заровнянных

К пермским камнерезам сказы Бажова отношения не имеют: они написаны про районы нынешней Свердловской области, где резали из других, более твёрдых пород камней. Но принцип верности природе для всех мастеров, видимо, един: режут не как попало, а по тому рисунку, который предлагает камень. Поэтому, наверное, и получаются овчинниковские звери такими живыми и неотразимо обаятельными.

Александра Пестова так составила экспозицию, чтобы каменные звери как бы общались друг с другом, как, например, лисичка, которая сверху смотрит на тянущуюся к ней ласку. В этих каменных зверях чувствуется животная сила, уверенность в себе, самодостаточность. Несмотря на изящные формы и полнейшее ощущение пушистости, далеко не все они, что называется, «мимими». К этим волкам и этой рыси подходить боязно: чувствуются клыки, а в напряжённой позе — готовность прыгнуть и разорвать. Анатолий Моисеевич — натуралист-любитель, природу знает хорошо и всесторонне, а художник он честный, и его скульптуры при всей декоративности на удивление правдивы.

Овчинников-старший ещё и великолепный фотограф, мастерски снимающий окрестности родного села. В его фотографиях — акварельные туманы, сказочные снега и тончайшие портреты птиц и животных: каждый волосок виден. В зале «Мир природы» снегири с фотографий «общаются» с каменными родственниками, а уральское зверьё уютно себя чувствует на фоне родных пейзажей.

Наконец, последний зал — «Семейное древо». Здесь собраны работы младших Овчинниковых, и крайне интересно видеть, какие любопытные результаты даёт сочетание верности заложенным Анатолием Моисеевичем традициям с поисками индивидуальности: в каждой работе чувствуется что-то овчинниковское, а также что-то общее для всех прикамских камнерезов-анималистов, но в то же время видно, что другие люди делали, со своим подходом, со своим характером.

Александра Пестова задумала эту выставку не только как дань уважения великой семье художников и её отцу-основателю, но и как тревожное напоминание о непростой судьбе камнерезного промысла в Прикамье.

Анатолий Моисеевич Овчинников в 1970—1980-е годы был главным художником комбината «Уральский камнерез». Это были годы расцвета производства, когда продукция шла на экспорт в десятки стран. Мастер создавал образцы, по которым камнерезы делали тираж, и все скульптуры, которые создавались «на потоке», практически не уступали оригиналам. После того как предприятие оказалось в частных руках, оно начало выпускать ширпотреб, которым сегодня полны сувенирные киоски Перми, но овчинниковских зверушек там, увы, не найти.

Правда, сегодня Анатолий Моисеевич снова главный художник. Он работает в небольшой артели «Герда Скай», которая поставила перед собой амбициозную задачу возрождения высоких стандартов пермского камнерезного промысла. Фигурки, которые вырезают ограниченными тиражами в мастерских «Герда Скай», практически не отличаются от авторских.

«Герда Скай», кроме всего прочего, проводит в Ясыле ежегодный камнерезный фестиваль. На фестивале в Ординском районе можно получить «два в одном»: созерцание прекрасной природы и знакомство с высочайшим человеческим мастерством.

Совсем как в работах Овчинникова, где верность природе и рука мастера сочетаются в неповторимых произведениях искусства.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться