Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Георгий Полетаев: Конечным продуктом идеи должно быть создание бизнеса

Постоянный представитель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере рассказал о проблемах и перспективах инноваций

Поделиться

— На днях начался приём заявок на очередной конкурс «УМНИК». В прошлом году результаты его оказались даже более успешными, чем ожидалось. Каковы ваши прогнозы на этот год?

— За минувшие пять лет нам удалось создать прозрачный механизм организации конкурса. Это подтверждает тот факт, что Прикамье — единственный регион в стране, где жалобы по результатам проведения «УМНИКа» просто отсутствуют. Между тем в том же Екатеринбурге постоянно идёт разбор каких-то претензий, проводятся проверки.

Мы сформировали пул независимых экспертов, которые работают с нами на общественных началах, поскольку доверяют нам, а мы — им. Такое взаимодействие — результат не только личных контактов, но и следствие авторитета пермского отделения РАН, под эгидой которого проводится этот конкурс.

Сегодня в числе наших экспертов профессионалы, которые подтвердили свою объективность. Но так было не всегда. Поначалу среди них были и такие, которые стремились «протащить своих», ставя им 10 баллов, а всем остальным — по нолям. Постепенно мы от лоббистов избавились.

Фонд проводит конкурс «УМНИК» только в тех регионах, где есть его региональные представительства, которые несут ответственность за это мероприятие.

Для того чтобы получить от фонда деньги для «умников», необходимо набрать достаточное количество качественных заявок. А они не идут сплошным потоком.

Кроме того, надо постараться подготовить претендентов так, чтобы они выступили перед экспертами убедительно, чтобы победителей оказалось такое количество, за которое было бы не стыдно.

Мы же заинтересованы в том, чтобы у нас было много заявок и чтобы содержание работ соответствовало самым высоким требованиям. Думаю, что конкурс, как всегда, пройдёт на должном уровне.

— Сколько заявок вы планируете набрать в этом году?

— Максимальное количество. В любом случае не меньше 200. Насчёт уровня победителей сомнений нет, но нам нужен поток. Фонд будет смотреть, сколько заявок подано от региона. Сколько их будет, такова будет и квота на количество победителей (до этого года была другая система: от базового уровня организаторы постоянно увеличивали количество грантов). В прошлом году, осенью, на Пермь было выделено 18 грантов, но мы активизировали работу, и гранты получили 22 победителя конкурса. Рассчитывали, конечно, идти дальше, но сейчас ситуация меняется.

Сегодня фонд не прочь проводить конкурс «УМНИК» только раз в году. Похоже, это направление становится неосновным в его деятельности.

В конкурсе принимают участие, без сомнения, активные, талантливые молодые люди. Но конечным продуктом всё-таки должно быть создание нового бизнеса. А в этом смысле результативность работы «умников» очень мала. Можно сказать, что фонд не добился от них того результата, которого ожидал.

Сейчас мы пытаемся продумать технологии, по которым практический результат мог бы быть увеличен. В прошлом году создали специальные условия для программы «Старт», когда у авторов идей уже на момент подачи заявки был известен инвестор. И этот подход оправдался: все проекты, поддержанные фондом, не свернули свою деятельность через год, как это часто бывало раньше, а перешли на второй год. И есть шанс, что при поддержке финансовых партнёров они пройдут полный трёхгодовой цикл конкурса «Старт».

— Вы рассчитываете подобный механизм предложить и для «умников»?

— В конкурсе «УМНИК» на момент подачи заявки инвестора точно не привлечь. Технология презентации проектов здесь совершенно иная, она предназначена для научного сообщества, экспертов, а не для инвесторов. У этих проектов всё другое, включая показатели.

Мы, конечно, попытались решить проблему с помощью технологических запросов. То есть бизнес делает запрос, на который отзываются студенты, если тематика их работы совпадает с потребностями конкретного заказчика. Такой студент получал дополнительно 10 баллов, даже если научная составляющая его работы была ниже, чем у конкурентов. Предприятия, конечно, этих ребят трудоустраивают, но нового бизнеса они в любом случае не создают.

Для нас было неожиданностью, что список технологических запросов оказался очень широк, начиная от пожеланий местного совхоза до заявки американского инвестора, который сформулировал для нас задачу на русском языке. Этот факт говорит о том, что конкурс интересует очень широкий круг представителей реального бизнеса.

Правда, задание, полученное с другого континента, оказалось достаточно сложным, взяться за него желающих просто не нашлось. И в целом идея с технологическими запросами не принесла ожидаемых результатов.

Сегодня мы предупреждаем «умников», что автоматически переход на второй год будет возможен только в том случае, если они нам покажут перспективу коммерциализации своей разработки. Однако студенты к этому не готовы, поскольку изначально посыл был другой, акцент делался на научной деятельности, хотя и имеющей перспективу реализоваться на практике. Молодёжь не готова сама заниматься созданием рыночного товара. И что сделать, чтобы она уже на момент подачи заявки думала о коммерциализации, в сегодняшних условиях непонятно.

Отрадно, что бизнес проявляет к таким проектам всё больший интерес. В прошлом году юбилейный конкурс «УМНИК» ряд предприятий обеспечил не только наглядной агитацией, но и призами, подарками участникам, потратив на это серьёзные суммы. В том числе «Новомет», ОАО «ПНППК», «Краснокамский ремонтно-механический завод», «Ямалпромэкология» и другие.

— И всё же вы считаете, что фонд, у которого три ведущих программы — «УМНИК», «Старт» и «Коммерциализация», сейчас делает упор на последнюю из них?

— На «Коммерциализацию» фонд получил в этом году дополнительно 3 млрд руб. То есть везде «режут» финансирование, а тут добавили.

И мы все усилия направили на популяризацию этой программы. Но при этом ослабили внимание к программе «Старт», где количество заявок пока небольшое. Между тем для региона очень интересны стартаповские проекты.

— Почему происходит снижение активности? Может, все идеи уже выбрали?

— Думаю, что нет. Просто мы тщательно отсеиваем проекты программы «Старт», которые откровенно направлены на получение денег как таковых. Стараемся поддержать проекты, у которых может быть реальный результат и есть реальная команда. А в этом направлении трудно сейчас зарабатывать. Тем более что в крае сегодня есть только одна площадка — «Городской бизнес-инкубатор», где можно бесплатно поработать год. Но там преимущественно базируются IT- проекты. А для технологических проектов у нас нет места, куда бы человек мог прийти и начать работать.

ОАО «ПНППК» в своём технопарке решает свои задачи. «Краснокамский ремонтно-механический завод» поддерживает ряд проектов, которые не относятся к его профильной деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Конкурс Коммерциализация

В текущем году организаторы отмечают возросший интерес к конкурсу «Коммерциализация». Сейчас, по их мнению, самое главное — помочь бизнесу разработать бизнес-план и правильно оформить заявку на получение средств от Фонда содействия

— В чём суть проекта «Коммерциализация»?

— В прошлом году победителям этого конкурса давали до 10 млн руб. на безвозвратной основе. В этом году будет предоставляться до 15 млн руб. Суть в том, что если предприятие уже производит продукт, который защищён как интеллектуальная собственность (это обязательное требование), и оно планирует резко увеличить выпуск готовой продукции, потратив аналогичную сумму на приобретение нового технологического оборудования и лицензирование, то фонд готов выделить в соотношении один к одному заявленную сумму (но не более 15 млн руб.).

При этом оборот предприятия должен быть по крайней мере в четыре раза больше запрашиваемой суммы. То есть если годовой оборот фирмы составляет 30 млн руб., то на 10 млн. руб. поддержки она сможет рассчитывать. И ещё одно важное условие: предприятие должно работать на рынке не менее одного года.

Этот конкурс — поддержка устойчиво развивающегося бизнеса, который уже зарекомендовал себя на рынке.

Кстати, практически во всех проектах, которые были заявлены и получили поддержку, есть такое понятие, как импортозамещение.

— Оно реально или это просто дань модному тренду?

— Те предприятия, которые приходили на консультацию, подтвердили, что для них импортозамещение вполне реально. Например, ЗАО «ОЛДАНС» работает над производством одноразовых транспортных и посевных систем для микробиологических исследований. Это оборудование на российском рынке почти полностью импортное.

Или же ООО ЭК «Радуга», которое планирует к буму развития электромобильного транспорта вывести на рынок свою продукцию — станции зарядки для электротранспорта.

ООО «Производство Эластопласт» занимается разработкой и организацией производства изделий из магнитодиэлектрического композиционного материала, утверждая, что на российском рынке его технология не имеет конкурентов. И это лишь три претендента из 16, которые принимают участие во второй очереди конкурса (первая состоялась в прошлом году, где было шесть заявок, четыре из них фонд поддержал).

Проблема в том, что в этот раз многие просто не успели подать заявку. Когда возник массовый интерес к конкурсу, мы поняли, что людей, умеющих правильно оформить заявку, почти нет. И мы пока не знаем, как решить эту задачу.

Руководители предприятий признаются, что заполняли заявки в цейтноте, не имея опыта. А в этом деле главное — правильно составить бизнес-план. Краевой минпромторг, правда, обещает найти деньги на покупку этой услуги у специализированной структуры. Думаю, что с этой задачей могла бы справиться ПТПП.

— У фонда есть ещё одна программа — «Кооперация», но, похоже, она в Прикамье не очень популярна?

— Пока по реализации этой программы есть только намерения. Известно, что готовят свои заявки компания «ЭКАТ», ОАО «Протон-ПМ». Предприятие из Добрянки также собирает информацию для участия в этом конкурсе с грантом в 20 млн руб., который выдаётся победителю на безвозвратной основе.

— Почему на такую сумму мало желающих? Есть какие-то специальные условия?

— Смысл этого конкурса — поддержка крупного бизнеса с годовым оборотом не менее 400 млн руб., который планирует создать рядом с собой небольшое инновационное предприятие. Крупный бизнес оформляет заявку в адрес фонда, в которой излагает планы по разработке технологии (прибора, станка и так далее) и заявляет о готовности финансировать производство.

Все заявки проходят конкурсные процедуры с соблюдением всех формальностей. Принцип такой: фонд выделяет малому предприятию 20 млн руб. для проведения НИОКР, а заявитель обязуется вложить впоследствии аналогичную сумму в производство этой разработки и затем приобретать часть выпускаемой продукции. Но сегодня, к сожалению, реальных заявок на такую поддержку нет. По крайней мере, на данный момент.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться