Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Предпринимателям предложат «раскрыться» добровольно

С 1 января 2016 года в России вступит в силу закон о создании института налогового мониторинга

Поделиться

Концептуальным положением принятого Госдумой РФ документа является отказ налоговых органов от проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, с которыми заключены соглашения о налоговом мониторинге. Эксперты прогнозируют, что, несмотря на новации, налоговое бремя на бизнес будет только расти.

нгалоговая

В ходе частной беседы налоговики всё чаще предлагают отказаться от возмещения из бюджета и перенести НДС по входящим счетам-фактурам
  Константин Долгановский

Сегодня, пока нововведение не вступило в силу, процесс прохождения камеральных и выездных налоговых проверок значительно отличается от того, что было ещё два-три года назад.

«Если предприятие проходило в 2014 году камеральную налоговую проверку, то, вероятно, его руководители были неприятно удивлены тем, что эта процедура напоминает выездную налоговую проверку, особенно если речь идёт о подаче декларации по НДС, в которой заявлен налог к возмещению из бюджета», — рассказывают консультанты ООО «Инвест-аудит».

Так, например, налоговики настаивают на осмотре помещений, офисов, проводят анализ не только непосредственных поставщиков компании, но и так называемых поставщиков второго и третьего порядков. Кроме того, проводится опрос не только главного бухгалтера и руководителя предприятия, но и других сотрудников.

При этом в ходе частной беседы налоговики всё чаще предлагают отказаться от возмещения из бюджета и перенести НДС по входящим счетам-фактурам, по которым предусматривается уплата налога в бюджет, на более поздний период. И многие налогоплательщики идут на этот шаг.

Тем же, кто не соглашается пойти этим путём, свою правоту зачастую приходится доказывать в суде, так как работники ФНС отказывают в возмещении НДС из бюджета порой лишь по формальным признакам.

«Правовые режимы камеральных и выездных налоговых проверок существенно различаются. Налоговые органы часто пренебрегают установленными ограничениями. Недостаточная определённость правовых норм Налогового кодекса РФ и неоднозначность судебной практики делают актуальной эту проблематику», — соглашается директор юридического департамента Пермской ТПП Олег Голенецких.

Подразумевается, что после вступления в действие нового закона налоговый мониторинг заменит нескончаемые процедуры камеральных проверок, так как налогоплательщик будет обязан предоставить данные налогового и бухгалтерского учёта в режиме реального времени. Это позволит налоговикам предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникнут соответствующие вопросы. В том случае если налогоплательщик не согласится с мнением налогового органа, то будет инициирована взаимосогласительная процедура на уровне центрального аппарата ФНС России.

Однако, как подчёркивают эксперты, соглашение о расширенном информационном взаимодействии с ФНС России заключается добровольно. «На наш взгляд, вряд ли кто-то по собственной инициативе согласится на постоянный непрекращающийся контроль со стороны налоговых служб», — прогнозируют в ООО «Инвест-аудит».

Возместить НДС из бюджета будет более проблематично уже с 2015 года. Так, декларация по НДС будет дополнена разделом №8, куда предусматривается перенос данных из книги покупок в полном объёме, и разделом №9, в который будут переноситься данные из книги продаж предприятия. «При этом неважно, сколько строк в этих книгах — 10 или миллион. А далее в автоматическом режиме будет сверяться декларация самой фирмы с декларациями поставщиков и покупателей, независимо от того, где географически находятся контрагенты», — подчёркивает генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин.

Эта новация, по его мнению, направлена на выявление так называемых фирм-однодневок, которые не смогут подтвердить входящий НДС. Ранее на эту работу уходило очень много сил и времени, так как зачастую такие фирмы сдают нормальную отчётность, платят налоги, пусть и небольшие, отвечают всем требованиям налоговых служб.

Сами налоговики признают, что на первых порах периодически будут возникать ошибки при проведении такой сверки, и не исключают проведение сверок, как и ранее, с предоставлением счетов-фактур на бумажных носителях.

Прежде у налоговиков не было законных оснований, чтобы требовать информацию и документы у контрагентов по происхождению товаров, работ, услуг, поставленных предприятию, проходящему камеральную проверку.

Но и в этом случае, как правило, такие предприятия ставятся на контроль в налоговых органах, и правомерность возмещения НДС проверяется уже в рамках выездной налоговой проверки.

«Необходимо помнить о том, что, если в случае выездной налоговой проверки будет доказан факт незаконного возмещения НДС из бюджета, вся сумма такого НДС будет считаться недоимкой, а следовательно, предприятие ждут и штрафы, и пени», — предупреждают консультанты ООО «Инвест-аудит».


«Увеличивается возможность определённых злоупотреблений»

Олег Голенецких, директор юридического департамента Пермской ТПП:

— Анализ изменений налогового законодательства позволяет заключить, что налоговое бремя для бизнеса постепенно увеличивается. Отменяются льготы по ряду налогов, изменяются параметры налоговой базы, вводятся обязательные платежи, которые, по сути, являются налоговыми. Кроме этого, расширяется инструментарий налоговых органов по выявлению нарушений, следовательно, увеличивается возможность определённых злоупотреблений.

Сама по себе периодичность изменений налогового законодательства заставляет задуматься над необходимостью нормативного закрепления механизмов, предоставляющих налогоплательщикам реальную защиту от неожиданных нововведений.

Давно известная в ряде европейских стран идея налогового мониторинга полезна тем, что налоговые органы получают больше информации о бизнесе компаний, а компании — большую прогнозируемость своих налоговых обязательств. В мировой практике мониторинг является одним из альтернативных способов предотвращения и разрешения налоговых споров, основанном на взаимном доверии и открытости, стремлении решать возникающие вопросы взаимовыгодным путём. В реалиях российского правоприменения цель налоговых органов «максимально начислить налоги» может стать препятствием к добровольному раскрытию информации налогоплательщиком.

Разработка стратегии и тактики взаимодействия с налоговым органом должна выходить на первый план при подготовке к проверкам, и Пермская торгово-промышленная палата готова помочь бизнесу в этом вопросе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться