Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Смотрю я на вас, и — охота жить!»

Пермскому ТЮЗу исполнилось полвека

Поделиться

Важную дату отмечали масштабно и «многосерийно»: открыли выставку, выпустили книгу, все торжественные поздравления и награждения вынесли «за кулисы» — провели специальный торжественный сбор труппы, а на юбилейный вечер оставили самое «вкусное» — капустники.

ТЮЗ

  Александр Медведев

Впрочем, в ТЮЗе все мероприятия имеют лёгкий привкус капустника. И выставка — непростая, с выдумкой, и юбилейная книга, вышедшая в издательстве «Титул», — не просто книга, а этакий полиграфический спектакль в пяти действиях, с перечислением авторов и действующих лиц, с антрактами из фотографий, с актёрскими байками.

Вот, например, приведённый в книге рассказ одного из старейшин ТЮЗа, актёра Николая Фурсова:

— Играли мы спектакль «Королевство кривых зеркал». И был там персонаж — раб, измученный такой мальчишка. Его играл тощий актёр. Он занимался пластикой, балетом, а потом всё это бросил — и пополнел. И вот Антонина Стреляева, а она находчивая была, должна была воскликнуть: «Какой худой, измождённый работой мальчик!» А тут увидела этого шарика и говорит: «Какой… опухший от работы мальчик!»

Подобных неожиданностей в жизни остроумного театра было немало.

Город на заре ТЮЗ

«Город на заре» – первый спектакль ТЮЗа

50 лет — это целая жизнь. Начиналось всё, разумеется, весело, старт был полон надежд, команда была молодой, жизнь — яркой. Очевидцы и сегодня помнят все подробности первого сбора труппы, подготовки трёх первых спектаклей: «Город на заре» для молодёжи, «Снежная королева» для самых маленьких и «Всё это не так просто» для подростков. 4 декабря 1964 года впервые сыграли «Город на заре» Александра Арбузова — эта дата и стала днём рождения Пермского ТЮЗа.

В 1982 году в театр из Магнитогорска прибыл новый худрук — Михаил Скоморохов. Ему тогда было 32 года; с тех пор прошло ещё 32. Так долго в пермских театрах ни один руководитель не задерживался! Но Скоморохов прижился легко и очень прочно: сказалась общность менталитетов художника и его аудитории — ведь Скоморохов родом из уральской глубинки, из Свердловской области. ТЮЗ стал театром Скоморохова. В 1990—2000-е годы он слыл «Пермским Ленкомом», о чём на праздничном вечере напомнила знаменитая «выпускница» ТЮЗа — актриса театра и кино, как сказал Скоморохов, «известная даже по недавней передаче «Здоровье», Светлана Пермякова.

У скомороховского театра действительно много общих черт с Ленкомом: он всегда предлагает что-то новое, броское, но в рамках классической традиции, с опорой на хороший актёрский профессионализм и без авангардных выкрутасов. Такой театр всегда очень любим, и многие его спектакли становятся зрительскими сенсациями. До сих пор с ностальгической улыбкой театралы вспоминают самую первую пермскую постановку Скоморохова — «Ах, Невский!» по «Петербургским повестям» Гоголя. А потом были незабываемые «Светлана» Жуковского и «Идиот» Достоевского, «Ричард III» Шекспира и «Вальпургиева ночь» Венедикта Ерофеева. До сих пор в репертуаре «Чонкин» и «Охота жить!». Пьесы для этих постановок по мотивам романа Владимира Войновича и рассказов Василия Шукшина написала пермский драматург Ксения Гашева. Слова «Охота жить!» то и дело возникали во время вечера. В поздравительных капустниках других пермских театров герои признавались: «Вот смотрю я на вас, и — охота жить!»

Но, разумеется, главным событием юбилея стал собственный тюзовский капустник. Ведь молодёжный театр не только мастер этого жанра, но и его главный проводник в Перми! С ТЮЗа начинались традиции пермских актёрских капустников. Вот и на этот раз сыграли так сыграли, придумали так придумали.

Капустник, впрочем, получился не очень смешным. И это не недостаток: остроумия в нём было предостаточно, но сквозь шутки проглядывали то и дело мысли совсем невесёлые, скорее лирико-философские. Это настроение задала представлению русская народная песня «Погодушка», которую актёры исполнили вместе с давними друзьями театра — квартетом русских народных инструментов «Каравай». И песня, и «Каравай», и декорация на сцене — всё это из спектакля «Золочёные лбы» по мотивам сказки Бориса Шергина. Возможно, это лучший спектакль Скоморохова за последние годы — смешная сказка с неожиданно грустным финалом. В капустнике, впрочем, всё было иначе: если в сказке герои — царь и мужик — ссорятся навсегда, то в капустнике их аналоги — ТЮЗ и зритель — живут долго и дружно.

ТЮЗ

  Александр Медведев

Сам капустник напоминал викторину «Угадай тюзовский спектакль»: на сцене герои, фрагменты, реплики — всё перемешалось; примерно так же, как в голове актёра, который утром играет какого-нибудь мишку или кикимору в детском спектакле, а вечером — например, Гитлера, как актриса Валентина Лаптева в «Чонкине».

50 лет — отличный возраст, когда человек ещё полон сил, но ему уже есть что вспомнить. В случае с театром это, похоже, тоже «работает».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться