Елена Назарова

Елена Назарова

заместитель директора департамента Министерства экономического развития РФ

Идём на Восток

На какую поддержку со стороны федералов могут рассчитывать пермские экспортёры

Поделиться

Об экспорте «несырьевой» экономики

В последние 10-14 лет Россия сделала значительный рывок в продвижении на рынок мировой торговли. Уже в 2000 году страна смогла достичь значения показателя интенсивности участия в международном разделении труда (отношение доли экспорта товаров и услуг российского производства в мировом паритетном ВВП) на уровне 87%. Это значительно выше, чем у наших партнёров по объединению БРИКС и даже выше, чем у США.

За последние 10 лет в России значительно выросла доля экспорта несырьевых товаров. Экспорт рос достаточно высокими темпами — более 7% в год, а высокотехнологичные товары, техническая продукция, инновационные товары демонстрировали рост более 9% в год. За это время примерно в 10 раз увеличились объёмы экспорта. По итогам 2013 года экспорт РФ составил $527 млрд (14 лет назад — около $90 млрд).

При этом половина экспортных объёмов приходится на несырьевые товары. То есть можно утверждать, что Россия отнюдь не является сырьевым придатком Запада.

В общем объёме мирового экспорта товаров и услуг РФ имеет достаточно неплохие показатели — входит в восьмёрку мировых стран-экспортёров. Стоит ли говорить о преимуществах экспорта для российских компаний? Это и получение дополнительного дохода в иностранной валюте, и возможность развивать своё производство, улучшать качество, повышать конкурентоспособность в сравнении с зарубежными аналогами.

Это и возможность каким-то образом нивелировать проблемы внутреннего рынка. Есть надежда, что Россия и дальше сможет показывать такие высокие темпы роста, несмотря на внешние ограничения последнего времени.

О санкциях

Санкции со стороны Запада отражаются на статистике внешней торговли. Если традиционно более 53% объёмов внешнеэкономической деятельности приходилось на страны Евросоюза за счёт поставок энергоносителей, продукции металлургического комплекса, то сейчас идёт замедление торговли со странами Евросоюза. При этом наращиваются поставки товаров и услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас этот показатель находится на уровне 17-18%. И есть прогнозы, что доля этих стран может занять во внешней торговле РФ 40%.

Страны СНГ (традиционный для России рынок) занимают 14-15% от экспорта. В последние несколько лет, с момента создания Таможенного союза (сегодня —Евразийский экономический союза), доля торговли с такими странами, как Казахстан, Белоруссия, составляет 7-8%.

В последнее время проводится много аналитической, научной работы по выявлению резервов роста. Минэкономразвития РФ с привлечением экспертов из Академии внешней торговли и Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института разработало проект экспортной стратегии, где попыталось ранжировать отраслевые приоритеты, соотнести их с возможностями торгово-экономического сотрудничества с основными торговыми партнёрами и выявить перспективные региональные рынки.

Основным партнёром становится Азиатско-Тихоокеанский регион. Наиболее перспективные и ёмкие рынки — страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.

Необходимо искать новые рынки, потребителей отечественной продукции в странах Латинской Америки, Африки, а также в СНГ (без Украины).

С учётом последних тенденций мы переориентируем наши торговые потоки, рассматриваем для себя новые рынки и, следуя запросам бизнеса, расширяем сеть торговых представительств. Прежде всего за счёт стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. В ближайшие два-три года мы надеемся открыть 11 новых торговых представительств. Уже учредили торгпредства в ЮАР. Планируем представить Россию в таких странах, как Перу, Бангладеш, Мьянма, Лаос. Мы также планируем открыть торгпредство в Латвии — там сильные интересы российского бизнеса и есть активы, которые необходимо сейчас там защищать.

О роли государства в поддержке экспорта

На федеральном уровне действует несколько программных документов, в соответствии с которыми реализуется государственная политика по развитию внешнеэкономической деятельности. Это прежде всего государственная программа (документ бюджетного планирования).

Существует также «дорожная карта» по поддержке экспорта, которая была разработана Минэкономразвития России совместно с бизнесом на площадке Агентства стратегических инициатив и утверждена в феврале 2014 года. Документ представляет собой план точечных мероприятий, направленных на решение конкретных задач по устранению узких мест, существующих в экспортной деятельности. Это и сложные процедуры таможенного администрирования, и барьеры в валютном регулировании, экспортном контроле.

Кроме того, в «дорожной карте» огромное количество мероприятий посвящено финансовой поддержке экспорта и развитию нефинансовых инструментов. Это прежде всего информационно-аналитическое содействие, организационное и административное содействие со стороны инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности.

На региональном уровне, как правило, действуют государственные программы поддержки внешнеэкономической деятельности. В Пермском крае отдельной госпрограммы нет, но есть комплекс мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности, который нашёл своё отражение в Стратегии социально-экономического развития Пермского края на долгосрочный период.

Если делать обзор современной системы поддержки экспорта, то необходимо выделить несколько направлений. Прежде всего это кредитно-страховые инструменты (все документы, в том числе «дорожная карта», направлены на выстраивание линейки таких инструментов, которые станут доступными для массового экспортёра).

Нефинансовая поддержка экспорта включает в себя как зарубежную, так и региональную инфраструктуру, упрощение процедур, комфортность, продвижение товаров и услуг.

Если говорить о федеральных органах власти, которые обладают полномочиями по поддержке экспорта, необходимо выделить Министерство промышленности и торговли РФ, в функции которого входит поддержка экспорта промышленных товаров, прежде всего — финансовая. К примеру, это субсидирование процентных ставок по кредитам на экспорт военной продукции, что достаточно актуально для Прикамья. Это специфическая субсидия с точки зрения правил и норм ВТО, но в отношении военной продукции правила никак не регулируют осуществление господдержки.

Минпром России выделяет Внешэкономбанку — основному институту развития в сфере внешнеэкономической деятельности — субсидию на предоставление кредитов иностранным покупателям российской высокотехнологичной продукции, в том числе на предоставление сопутствующих услуг и работ. Эта субсидия позволяет снизить процентные ставки до уровней, сопоставимых с теми, которые предлагают на внешних рынках иностранные экспортные агентства и банки.

Конечно, с учётом последних проблем и закрытия доступа к внешним ресурсам, прежде всего на рынке капитала, ВЭБ не может предложить сопоставимую ставку в долларах, поэтому сейчас речь идёт о предоставлении кредитов в рублях.

Минфин России как «главный бухгалтер» отвечает за предоставление межгосударственных кредитов иностранным государствам. Как правило, эти кредиты выделяются на строительство крупных инфраструктурных объектов (атомные электростанции, железные дороги), и к ним имеют доступ крупные госкорпорации.

Минэкономразвития России отведена роль координатора нефинансовой поддержки экспорта, поскольку оно обладает системой торговых представительств за рубежом (55 торгпредств действует в настоящее время). И через госпрограмму поддержки малого и среднего бизнеса осуществляет поддержку региональных центров поддержки экспортно ориентированных малых, средних предприятий и Евро Инфо консультационных центров (ЕИКЦ).

Мы проводим реформу по оптимизации деятельности торговых представительств, переводу на качественно новый уровень работы с ориентацией на адресную поддержку конкретных проектов, компаний, регионов. Для этого мы заключаем соглашения с регионами и крупными компаниями, вот почему мы здесь, в Прикамье.

С Пермским краем заключено соглашение, и бизнес сможет воспользоваться возможностями наших торгпредств в рамках действия этого документа.

О сложностях процесса

Мы пытаемся подстроить инструменты поддержки под массового потребителя, сделать их доступными, растиражировать. Но это достаточно сложный процесс.

Взять те же госгарантии. На них закладываются огромные деньги в федеральном бюджете, но реально используются по две-три гарантии в год. Многие компании даже не представляют, каким образом они смогут получить такую гарантию.

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) — единственный институт, показывающий реальные результаты. В 2013 году ЭКСАРом застраховано экспорта более чем на $2 млрд. Аналогичный показатель был достигнут в первом полугодии этого года. Совместно с ЭКСАРом мы продолжаем работу по развитию страхового инструментария. Подготовлены нормативные и правовые акты, которые предоставляли бы агентству право выдавать страховые гарантии, а также покрывать экспортные кредиты не на 90-95%, а на все 100%.

Государственные гарантии остаются штучным инструментом прежде всего потому, что российский экспорт ориентирован на проблемные государства с высокими политическими и коммерческими рисками (страны Африки, Азии, Латинской Америки). Как оказалось, в перечне государств, где эта гарантия может предоставляться, нет основных наших партнёров.

Сейчас идёт работа над расширением перечня стран, экспорту в которые оказывается государственная гарантийная поддержка.

Поскольку ВЭБ сейчас ограничен во внешнем капитале, основная поддержка ему будет оказываться за счёт федерального бюджета. В следующем году на программу субсидий выделяется порядка 5 млрд руб. Это почти в три раза больше, чем в текущем году (1,5 млрд). Эта программа позволяет снизить процентную ставку примерно до 7,5% и чуть ниже. Это высокая ставка по сравнению с уровнем, который предлагают США и Китай, Индия, Бразилия, Польша, но всё равно это существенная поддержка стимулирования деятельности ВЭБ.

В 2013 году ВЭБ предоставил всего кредитов на $400 млн. Это маленькая сумма, если учесть, что объём несырь-евого экспорта страны превышает $200 млрд. К 2018 году ВЭБ должен нарастить портфель своих кредитов до $18 млрд.

Из выступления на семинаре «Основные инструменты государственной поддержки внешнеэкономической деятельности. Осуществление государственной поддержки в части продвижения товаров и услуг за пределы Российской Федерации», Пермь, 27 октября 2014 г.

Поделиться