Елена Зырянова

Елена Зырянова

председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края

Финансовый вопрос

Семь условий, которые стоит учитывать, рассматривая бюджет Пермского края на ближайшую трёхлетку

Поделиться

Елена Зырянова, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края

1. Прогноз экономического развития должен быть более сдержанным

Бюджет Пермского края на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов основан на базовом сценарии развития экономики. Прогнозы — дело неблагодарное: один экономист предложит оптимистичный сценарий развития экономики, другой — пессимистичный, третий возьмёт базовый. Но по моим предварительным оценкам, правительство представило очень оптимистичные прогнозы.

Заявленные в главном финансовом документе края курс доллара, цены на нефть, уровень инфляции уже не соответствуют действительности. В итоге, на мой взгляд, доходная часть бюджета завышена, а дефицит занижен. При такой отрицательной динамике прогноз должен быть более сдержанным.

Я понимаю, что наше министерство финансов при планировании бюджета опирается на данные федерального цент­ра. Но считаю, что эти оценки политизированы и на самом деле экономическая ситуация намного сложнее.

2. Кредиты стоит брать, если есть возможность выплатить их за счёт роста доходной части бюджета

Разрыв между доходами и расходами бюджета можно ликвидировать несколькими путями. В их числе и кредиты коммерческих банков. В краткосрочном периоде это абсолютно нормальная тактика. Но в долгосрочном периоде она не сработает: возникнет необходимость или увеличивать доходы или сокращать расходы.

Важно помнить, что кредит должен выплачиваться за счёт роста доходной части бюджета. В планах правительства на ближайшие три года мы этого не видим: там нет ни сокращения дефицита, ни роста доходов, а кредиты «гасятся» за счёт новых кредитов. Сначала предлагается заимствовать 22,6 млрд руб., потом — 33,7 млрд руб., а в 2017 году — уже 45,2 млрд руб. Это устрашающая картинка.

Меня беспокоит эта долгосрочная стратегия. В ближайшие 5-10 лет я не вижу тренда, который бы позволил не только сократить дефицит, но и «погасить» эти займы за счёт собственных доходов.

Есть ощущение, что после 2017 года нас ожидает пропасть. Но хочу напомнить, что с целью стабилизации нашего бюджета мы приняли закон о бюджетном процессе, в котором объём займов ограничен 50% от доходной части. То есть 45 млрд руб. кредитов — это уже практически половина доходной части бюджета, и через три года нам нельзя будет брать займы, не изменив этот закон.

3. Не стоит рассчитывать на помощь со стороны Федерации

У федерального центра сегодня абсолютно неясная политика в части оказания помощи регионам. Да, поддержка с их стороны есть, но она носит импульсивный, разовый характер.

На 2015 год в качестве дотаций запланирована определённая сумма на Пермский край, но делать прогнозы на трёхлетний период практически невозможно.

Есть информация, что будут выделяться кредиты регионам из федерального бюджета под низкие проценты, но по каким принципам — неизвестно. Скорее всего, эти кредиты будут носить демотивирующий характер. Они будут выдаваться субъектам, которые находятся на грани нарушения бюджетного законодательства, когда займы превышают 100% от доходов. Мы в число этих субъектов, к счастью, не входим. Но получается, что нам и кредитов по заниженной ставке не будет.

К сожалению, политика федерального центра демотивирует регионы относительно благополучные, в числе которых и Пермский край.

4. Секвестр бюджета не должен означать снижение качества бюджетных услуг или реализации социальных программ

Поскольку губернаторы сегодня избираются на прямых выборах, секвестр расходов — непопулярная мера. Но если рассуждать как экономист или финансист, то очевидно, что необходимо секвестрировать добровольно взятые обязательства краевого бюджета. То, что мы могли позволить себе в лучшие времена.

Когда мы говорим о секвестре бюджета, то не должны мириться с тем, что ухудшится качество бюджетных услуг или реализация социальных программ. На мой взгляд, правительство смотрит очень узко, воспринимая ресурсы края исключительно как финансовые средства. Ведь у края есть много других нематериальных и материальных ресурсов. Должны развиваться другие направления деятельности органов власти, которые в хорошие времена находятся в «спящем» состоянии. Это могут быть волонтёрские программы, спонсорские проекты и др. Но я пока этого не вижу. Сейчас подходящее время для расцвета такой деятельности. Как говорится, с деньгами-то и дурак сделает.

5. Налоговая нагрузка должна повышаться на восходящем тренде

Я выступаю против отмены льготы по налогу на прибыль предприятий. Любой управленец, когда выбирает, увеличить доходы или сократить расходы, первым принимает решение об увеличении доходной части.

Нельзя рубить сук, на котором ты сидишь. Когда в стране политический, финансовый, экономический кризис, ни в коем случае нельзя решать проблемы за счёт бизнеса тех людей, которые сегодня кормят не только себя, но и треть населения края. Наоборот, бизнес надо поддерживать.

Налоговая нагрузка должна повышаться на восходящем тренде. Отказываться от льгот сейчас — это недальновидно. К сожалению, к увеличению доходной части бюджета это не приведёт.

6. У депутатов не должно быть конфликта политических и экономических интересов

Можно констатировать, что край не умеет реализовывать серьёзные инвестиционные проекты так, чтобы они не превращались в долгострои и были должного качества. Это — самое узкое место в государственно-муниципальном управлении.

Несмотря на то что в законодательстве чётко прописаны критерии выбора подрядчика, сроки реализации проектов, финансирование, всё равно контракты не исполняются в срок, стартовые цены превышаются дополнительными расходами, качество работ неудовлетворительное и т. д.

На мой взгляд, отчасти это можно объяснить тем, что в роли подрядчиков выступают компании, аффилированные депутатам или чиновникам. Экономические интересы неизбежно влияют на политические решения. Поэтому, если посмотреть на зарубежный опыт или даже на Госдуму, мы увидим, что там депутаты работают на постоянной основе и не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. А значит, у них не должно быть конфликта интересов. Тогда как у наших депутатов, на мой взгляд, такой конфликт есть, что является одной из причин неэффективности инвестиционных расходов.

Ещё одна причина — низкий профессиональный уровень госслужащих в целом. Иногда на самые высокие посты в органы власти попадают неподготовленные люди, и проходит очень много времени, прежде чем человек становится профессионалом в своей деятельности. А иногда и не становится. Это системная и более серьёзная проблема, чем недостаток средств в бюджете.

7. Фактическое исполнение бюджета должно стремиться к плановым показателям, а не наоборот

Нашему правительству не хватает принципиальности в планировании бюджета. Необходимо анализировать прошедшие бюджетные периоды и делать выводы, а не подгонять в конце года цифры под плановые показатели. Например, сейчас мы вносим очередные изменения в бюджет на 2014 год. Мы ещё раз его корректируем для того, чтобы план приблизить к факту, а должно быть наоборот.

Факт должен стремиться к плану.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться