Фармацевтический суверенитет
Эксперты считают, что Россия сможет обеспечить себя всеми необходимыми лекарствами не раньше 2018 года
Министерство промышленности и торговли РФ выступило с предложением отказаться от госзакупок импортных лекарств. Согласно законопроекту, подготовленному федеральным ведомством, фармацевтическим производителям из стран, не входящих в Таможенный союз (ТС), будет ограничен доступ к госзакупкам РФ. Предполагается, что если для участия в тендерах поступает две заявки от производителей медпрепаратов из государств-членов ТС, в торгах не смогут принять участие фармацевтические компании из других стран.
Авторы этого законопроекта отмечают, что он необходим в первую очередь для защиты внутреннего рынка и развития национальной экономики. В Минпромторге России полагают, что эта мера поможет увеличить долю отечественных лекарств в перечне стратегически значимых препаратов до 90% уже к 2018 году. Сейчас объём российского рынка средств из перечня жизненно важных лекарственных препаратов составляет 317 млрд руб. в год (26% в общем объёме рынка).
Предполагается, что в середине октября этот документ будет внесён на рассмотрение в правительство РФ.
В Министерстве здравоохранения Пермского края отмечают, что пока нет никаких официальных документов, закупки импортных лекарств продолжаются.
Анастасия Крутень, министр здравоохранения Пермского края:
— На сегодняшний день нет нормативных документов, меняющих существующее положение дел. Министерством здравоохранения Пермского края начаты конкурсные процедуры по закупке лекарственных препаратов на 2015 год. Отказа от фирм-поставщиков импортных лекарств нет.
После того, как Минпромторг России выступил с этим предложением, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев высказал своё мнение — он против эмбарго на импортные лекарства. При этом председатель правительства отметил, что часть зарубежных препаратов может производиться и на территории РФ. По его словам, основная задача — обеспечить «некую лекарственную независимость».
«Есть масса иностранных препаратов, которые мы импортировали и будем импортировать, потому что они передовые, потому что им нет аналогов в нашей стране», — подчеркнул Медведев.
Пермские эксперты считают, что запрет на импортные лекарства вводить нельзя. По крайней мере, пока.
«Время для отказа от иностранных лекарств наступит ещё не скоро»
Владислав Трухачёв, директор ОАО «Пермфармация»:
— Любой препарат, который зарегистрирован на территории РФ, является качественным. Все они проходят клинические испытания, прежде чем попадают на рынок. Так что по поводу качества к отечественным препаратам претензий не будет.
Другое дело, что некоторые зарубежные препараты не имеют отечественных аналогов. Сейчас правительством РФ перед фармацевтическими компаниями поставлена задача увеличить долю российских препаратов на рынке. Но время для отказа от иностранных лекарств наступит ещё не скоро. Хотя фармацевтические компании движутся в этом направлении, это многоэтапная работа, трудоёмкий процесс, начиная от выращивания молекул и заканчивая клиническими испытаниями.
Менее 1% молекул превращается потом в лекарственные препараты, которые выводятся на рынок. Поэтому пока невозможно отказаться от импортных лекарств, на которых завязано лечение многих людей. Думаю, полностью собственными средствами мы будем обеспечены не ранее 2018 года.
«Только по Пермскому краю умрут десятки детей»
Дмитрий Жебелев, учредитель благотворительного фонда «Дедморозим»:
— Отказ от импортных лекарств позволит значительно снизить бюджетные затраты. Не надо будет покупать дорогие зарубежные лекарства. Правда, по России в течение нескольких месяцев умрут тысячи взрослых и детей, на которых требуется тратить бюджетные средства как на льготников.
Если говорить по Пермскому краю, то, только по примерным оценкам, в течение месяцев умрут десятки детей, а сотни детей, которые могли бы выздроветь, без нужного лечения останутся инвалидами.
У огромного количества жизненно важных лекарств, подчёркиваю — жизненно важных (я не говорю сейчас о препаратах типа Coldrex), нет российских аналогов. А если есть, они, не говоря уже о побочных эффектах, не способны сохранить жизнь. Вся химиотерапия по онкологии строится на импортных препаратах. Прежде всего отказ от госзакупок импортных лекарств приведёт к смерти людей.
Конечно, кто-то продаст имущество, кому-то помогут благотворительные фонды. Так что умрут не все.
«Никакой опасности я не вижу»
Михаил Падруль, проректор по лечебной работе Пермской государственной медицинской академии:
— Такие разговоры давно ведутся. Не только по лекарствам, но и по медицинскому оборудованию. А проблема-то в чём? Неужели вы думаете, что страну оставят без лекарств?
Если говорят о том, что будут сокращать госзакупки импортных лекарств, значит, будут производить больше отечественных. Аналогов импортных лекарств среди российских достаточно много — до 10 наименований в одной фармгруппе.
Для того чтобы снизить долю импортных лекарств, мы пойдём либо по пути создания оригинальных лекарственных препаратов, либо по пути производства дженериков (лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью оригиналу ). Поэтому никакой опасности я не вижу. У нас в стране достаточно фармацевтических заводов, которые работают по современным технологиям, просто они перейдут на большие объёмы производства. Ведь не важно, где производить витамин Е — хоть в Китае, хоть в Австрии, хоть в России он останется витамином Е.
Никто не говорит о полном отказе от импортных препаратов — даже в предложении Минпромторга на их долю остаётся 10%. По мере того как будет развиваться отечественное производство, будет проводиться и сокращение. Кроме того, под этот законопроект не подпадают страны Таможенного союза — в тех же Казахстане, Белоруссии очень мощная фармпромышленность.
«Вопрос отказа от закупки импортных лекарств звучит неоднозначно»
Татьяна Одегова, ректор Пермской государственной фармацевтической академии:
— Вопрос отказа от закупки импортных лекарств при госзаказах звучит неоднозначно по нескольким причинам. Во-первых, одна из задач госзакупок — получение наиболее привлекательной цены на лекарственные препараты. Если иностранные производители готовы предоставить меньшую цену, чем российские, то почему государство должно отказываться от их предложений?
Во-вторых, стратегическая задача государства в области лекарственного обеспечения населения — создание системы рационального назначения и использования лекарств. В действующих правилах регулирования обращения лекарственных средств в России не определена обязательная оценка терапевтической эквивалентности воспроизведённых препаратов (как иностранного, так и отечественного производства), в связи с чем возникает неравнозначность клинической эффективности в реальной практике лечения производимых российскими производителями дженериков по отношению к оригинальным препаратам или даже по отношению к импортным дженерикам.
В-третьих, безусловно, ограничение участников госзакупок скажется на цене лекарственных препаратов.
Кроме того, в России не производятся препараты для лечения ряда серьёзных хронических, а также жизнеугрожающих заболеваний (онкология, гематология, психиатрия и пр.).
Что же касается вопроса качества производимых лекарств, то он включает несколько составляющих — как соответствие производимых препаратов фармакопейной или иной нормативной документации, так и оценку терапевтической эффективности в реальной клинической практике. Данные аспекты зависят от правил регламентации и регулирования, а не от правил организации госзакупок, в связи с чем остаётся надеяться, что в случае ограничения импортных препаратов при госзакупках это не скажется на качестве препаратов, производимых в России.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.