Деньги — детям не игрушка

Краевые законодатели поддержали предложение чиновников об отмене денежных выплат для старшеклассников

Плюсануть
Поделиться

На августовскую «пленарку» краевого парламента были вынесены для обсуждения сразу два законопроекта о выплате стипендий учащимся старших классов. Правительство рекомендовало полностью их отменить, а группа депутатов — не только сохранить, но и распространить их действие на восьмые и девятые классы. В итоге законодатели проголосовали за отмену стипендий, посчитав, что «хорошо учиться — святая обязанность ребёнка», а «плата за «четвёрки» и «пятёрки» растлевает молодое поколение».

Школьник
В Кемеровской области стипендии школьникам платят начиная со второго класса. В Пермском крае посчитали, что деньги «развратят» и старшеклассников
Фото: Константин Долгановский

Депутаты Законодательного собрания Пермского края на своей «пленарке» 21 августа рассмотрели два альтернативных законопроекта, касающихся условий выдачи стипендий школьникам старших классов.

Стипендии для старшеклассников были введены в регионе в 2010 году, и за четыре учебных года их получателями стали около 40 тыс. школьников. Основной причиной введения стипендий был переход старшей школы на профильное обучение и необходимость создания равных условий для детей при выборе образовательного учреждения — школы или училища. Предложен был простой вариант распространения на школы порядка выплат стипендий за «четвёрки» и «пятёрки». Пермский край стал первым субъектом Федерации, который ввёл столь массовое денежное поощрение для школьников.

Базовая выплата составляла 460 руб. в месяц. Дети-инвалиды и сироты могли получать 920 руб. Спустя год по решению губернатора Виктора Басаргина базовая стипендия выросла ещё на 71 руб.

О неэффективности подобных мер поощрения краевые власти заговорили весной в связи с дефицитом бюджета.

Правительство Пермского края предложило полностью отменить стипендию школьникам старших классов. Как пояснила краевой министр образования и науки Раиса Кассина, в ходе проведённых исследований выяснилось, что прямого влияния на успеваемость школьников эти выплаты не производят. Оценка результатов ЕГЭ также не показала этой взаимосвязи. Сами школьники, по словам Кассиной, признавались, что им приятно получать стипендию, но без неё они не станут учиться хуже.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

— В крае довольно много различных выплат за различные виды деятельности, начиная с интеллектуальной и заканчивая спортивной. Эти стипендии выплачиваются по итогам года, а не ежемесячно. Мы против именно того, чтобы каждый месяц школа выплачивала маленьким детям то, что мы называем стипендиями. Поощрять школьников за хорошую учёбу можно на уровне муниципалитетов, крупных предприятий в территориях. С краевого же уровня, поощряя 10 тыс. детей, мы не можем управлять процессом.

У нас есть более эффективные проекты, такие как стипендии для 225-балльников (абитуриентов, набравших по результатам сдачи ЕГЭ 225 и более баллов — ред.). Здесь ребята борются действительно за качество образования, а не за оценки. Не вижу смысла дублировать одну меру другой, менее эффективной. Вопросы стимулирования — главные вопросы в образовании, но это точно не стипендии восьмиклассникам.

Кроме того, Кассина заметила, что «стипендия стала восприниматься не как стимулирующий фактор, а как мера социальной поддержки». Во многих районах уже давно подтверждают, что денежные выплаты школьникам стали хорошим материальным подспорьем для их семей.

Против отмены стипендий выступила группа депутатов. Один из инициаторов альтернативного законопроекта, первый вице-спикер краевого парламента Игорь Папков считает, что, отменяя школьные стипендии, Пермский край делает «первый шаг к разрушению единой системы поощрения образовательных успехов».

Игорь Папков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Признавая необходимость изменений («лечения»), считаю нужным прибегнуть к помощи «терапевта», а не «хирурга»: ссадину на пальце малыша нужно обработать зелёнкой, а не ампутировать руку. Наш законопроект по факту является альтернативным предложениям правительства, но по сути продолжением и воплощением нашей согласованной позиции при обсуждении бюджета. Отказ от системы стимулирования учащихся поставит Пермский край вне повестки федеральных и региональных трендов. Такое решение я бы назвал «выстрелом в будущее». Предлагаю не «стрелять».

Депутаты предлагали сохранить общее количество стипендий на существующем уровне — 10 тыс., а также расширить категории получателей на учащихся восьмых и девятых классов, поскольку именно на этом этапе начинается предпрофильная подготовка. Кроме того, альтернативный законопроект расширял перечень оснований для получения стипендии — туда вошли не только отметки, но и достижения в спорте, творчестве, исследовательской деятельности.

«Так построена и система поощрения студентов — основная и стимулирующая часть в системе различных стипендий. Так же построена система оплаты педагогов — окладная и стимулирующая часть. Это основа стимулирования на любом предприятии, и школьники должны понимать, что их поощрение в дальнейшем зависит от их успешности сейчас. Эта стипендия должна рассмат­риваться не как кусок хлеба, а как признание, как удочка», — пояснил Папков.

Коллегу поддержал Дмитрий Скриванов, который напомнил о сокращении финансирования проекта «Ступени» и последовавшей за этим реакции.

Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Хочу вернуть всех депутатов в историю трёх—четырёхмесячной давности, когда мы принимали бюджет и секвестрировали расходы по социальным отраслям. Мы исключили 42 млн руб. по проекту премирования учителей, посчитав, что он не является актуальным. Я получил пять обращений от учителей, которые спрашивали меня, почему депутаты приняли такое решение и отменили выплаты. Учителя считали, что они их мотивировали.

По поводу позиции Министерства образования Пермского края. Очень грустно слушать такие слова. Когда выступает министр, к которому не испытываешь чувств, и говорит что «дважды два — восемь», то ты привыкаешь слышать враньё. Но от Раисы Алексеевны (Раиса Кассина, министр образования Пермского края — ред.) такое слышать жаль.

Гранты школьникам есть во всём мире — некоторые обеспечивают бесплатное обучение в высших учебных заведениях, некоторые компенсируют обучение в частных школах, преуспевающим школьникам правительство также платит гранты. Но и в том, и в другом, и в третьем случаях детей стимулируют. Я смотрю на это не с точки зрения «справедливо — несправедливо», а с точки зрения прагматики.

Я надеюсь, что развитие Пермского края зависит от ребят, которые не уехали из края, которые мотивированы в этом. Рисковать нашим будущим я не готов. Нас избиратели не поймут, коллеги.

Илья Шулькин и Дарья Эйсфельд также высказались против отмены стипендий.

Илья Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Основной причиной отказа от стипендий, по словам правительства, является неэффективность: ребята не показывают высоких результатов по ЕГЭ. Но это не проблема учеников, а проблема учителей, они либо ставят «дутые» оценки, либо учат детей не тому, что дальше будет оцениваться на ЕГЭ. Либо у нас плохой ЕГЭ, который не учитывает знания ребёнка.

И это тоже не проблема учеников. Речь идёт не об эффективности данной выплаты, а об эффективности оценки. При этом в законопроекте мы не прописываем, за что поощрять детей — за участие в олимпиадах, за победы на конкурсах или за отметки. Но поощрять надо.

Дарья Эйсфельд, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Мы считали, что в Пермском крае выстроена уникальная система стимулирования школьников. Я задумалась, если мы — единственные в стране, у кого была стипендия, может, это в корне неверно? Проанализировала опыт других субъектов, и оказалось, что мы не первые. Причём в некоторых регионах стимулирование начинается со второго класса. Так, например, подобный опыт Кемеровской области замечен на федеральном уровне. Имеется множество положительных психолого-методологических рекомендаций. В Кемеровской области от стипендии не отказывались даже в тяжёлые для экономики времена.

Дарья Эйсфельд попросила сомневающихся ещё раз подумать: «В педагогике любое сомнение трактуется в пользу ребёнка».

Руководитель фракции КПРФ в краевом парламенте Ксения Айтакова заметила, что «деньги никогда никого не стимулировали, особенно детей».

«Стимулировать школьников надо идеологически. У нас, когда мы учились, это было нормой — учиться на «отлично». Образование — не услуга, а святая обязанность ребёнка. Если мы платим за это деньги, то куда мы катимся? Решение нашей фракции — против стипендии», — заявила Айтакова.

С коммунисткой согласился Владимир Данилин. Депутат сослался на свой «опыт школьника 1950-х годов». По его мнению, тогда школьники учились «просто потому, что должны были хорошо учиться».

Депутат Ирина Ивенских заявила, что «стимулировать школьников за оценки всё равно, что стимулировать за отсутствие прогулов».

Ирина Ивенских, депутат Законодательного собрания Пермского края, директор лицея №10 (г. Пермь):

— Хочу выступить не как депутат, а как психолог. В своих исследованиях правительство доказало теорию Герцберга. Увеличение материального стимулирования не влияет на мотивацию человека. Ребёнок идёт в школу, чтобы хорошо учиться — это норма. В психологии это называется «гигиенический фактор». Нет необходимости поощрять то, что является нормой. Надо садиться и думать, что может являться стимулирующим фактором для детей. Сейчас же мы рассуждаем о детях, думая про себя. Мы, социально зрелые люди, формируем материальную зависимость у ребёнка.

Депутат Андрей Колесников заметил, что «ребёнок, который учится на «четыре» и «пять», вряд ли может считаться одарённым ребёнком».

«Такой ребёнок просто хорошо учится в рамках программы. Рассматривать надо стимулирование действительно одарённых детей. И с этой точки зрения законопроект депутатов хорош тем, что предлагает варианты того, за что стимулировать», — пояснил ректор Пермского педагогического университета.

Заместитель председателя правительства Пермского края Алексей Чибисов, который, по его словам, «как твёрдый троечник никогда не претендовал на стипендии и не получал их», заявил, что «плата за «четвёрки» и «пятёрки» растлевает молодое поколение».

По предложению Дмитрия Скриванова депутаты голосовали поимённо. В итоге был принят законопроект, предложенный правительством. Против отмены стипендий проголосовали лишь Дмитрий Скриванов, Владимир Чулошников и Дарья Эйсфельд. Ещё 12 депутатов воздержались.


За отмену стипендий старшеклассникам проголосовали:

Ксения Айтакова, Владимир Алистратов, Александр Бойченко, Армен Гарслян, Елена Гилязова, Николай Дёмкин, Владимир Данилин, Владимир Даут, Александр Драницын, Евгений Желобович, Владимир Жуков, Алексей Золотарёв, Ирина Ивенских, Анатолий Карпов, Андрей Колесников, Владимир Корсун, Геннадий Кузьмицкий, Сергей Митрофанов, Владимир Нелюбин, Алексей Петров, Виктор Плюснин, Равкат Разутдинов, Ольга Рогожникова, Андрей Старков, Валерий Сухих, Александр Телепнев, Александр Третьяков, Виктор Федоровский, Владимир Хозяшев, Александр Флегинский, Вадим Чебыкин.

Против отмены стипендий для старшеклассников проголосовали:

Дмитрий Скриванов, Владимир Чулошников, Дарья Эйсфельд.

Воздержались при голосовании:

Юрий Ёлохов, Алексей Бодров, Юрий Борисовец, Елена Зырянова, Сергей Клепцин, Олег Ковалёв, Александр Лейфрид, Андрей Марков, Игорь Папков, Юрий Фисюк, Илья Шулькин.


«Тактически кто-то опять промахнулся»

Виталий Ковин, старший научный сотрудник Пермского научного центра УрО РАН:

— Стипендии старшеклассникам были лишь частью комплекса мер, которые должны побуждать школьников и студентов к более качественному обучению. «Мода на мозги» вводилась в рамках политики предыдущего губернатора Олега Чиркунова. И когда я общался с коллегами из других регионов, это было нашей «визитной карточкой».

Но с самого начала целесообразность именно стипендий старшеклассникам была не очень обоснована и просчитана. Я не уверен, что моя племянница из-за 400 руб. стала лучше учиться или что без них она учиться станет хуже. Это символическая поддержка. Правительство говорило: «Ребята, знайте, что мы о вас заботимся». Понятно, детям, которые получали стипендии, будет обидно.

Речь ведь в первую очередь идёт об экономии бюджетных средств. Но если начинать на чём-то экономить, то начинать надо с других статей расходов. Тем более — накануне нового учебного года. Тактически кто-то опять промахнулся.

«Любой труд, который выходит за рамки обычного, должен быть поощрён»

Сергей Злобин, эксперт Фонда региональных исследований и политики «Будущее», бывший председатель комитета по вопросам образования (г. Березники):

— Необходимость оставить данную статью расходов в бюджете, разработав новые механизмы поощрения школьников, добившихся успеха, — неоспорима. Правительство сейчас отказалось от стипендий, но ничего другого не предложило взамен. Игорь Папков и Дмитрий Скриванов в своём законопроекте как раз и говорили о том, что нужно выработать новый формат для предоставления стипендий школьникам, добившимся успехов в образовательной деятельности в широком смысле этого слова. Например, есть дети, которые побеждают на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, работают над исследовательскими проектами и т. д. Любой успешный труд, который выходит за рамки обычного учебного процесса, должен быть поощрён. Добрым словом и рублём поощрять эффективнее, чем просто добрым словом.

«Мы же понимаем, почему правительство сокращает расходы»

Маргарита Шихова, заведующая учебной частью гимназии №31 (г. Пермь):

— Стипендии, конечно, нужны. Но мы же понимаем, почему правительство сокращает расходы. Ситуация в Пермском крае, в стране в целом складывается так, что урезают расходы по всем сферам. Если учителям понизили зарплату, то что говорить о стипендиях школьникам...

Те, кто сейчас перешёл в 10-й класс, конечно, не ощутят этого, но те, кто будут учиться в 11-м и уже знают, что были стипендии, привыкли к этому. Для кого-то это был единственный шанс иметь карманные деньги.

«С точки зрения родителей и детей, это было однозначно социально одобряемое явление»

Александр Нода, директор агентства СВОИ:

— В мае 2011 года агентство СВОИ проводило исследование «Эффективность и последствия стипендиальной программы для школьников». Это была наша инициатива, то есть Министерство образования Пермского края нам за него не платило и его не заказывало.

В отчёте ясно видно, что стипендии, хоть и малые, воспринимались как награда за успеваемость, а не материальное поощрение и поддержка. Дети таким образом понимали без родительских нравоучений, что хорошая учёба — это хороший заработок. 34%, по собственным оценкам, подтянули свою успеваемость, и это при том, что информированность о программе была почти 50 на 50 (то есть половина знала, а половина не знала о ней). По крайней мере, с точки зрения родителей и детей, это было однозначно социально одобряемое явление.

Однако я считаю, что экономия бюджета — это необходимость в условиях кризиса и плохих экономических прогнозов. Есть вынужденные решения — отмена материнского капитала, «Маминого выбора», изъятие пенсионных накоплений. Отказ от стипендий — из этой же серии.

Думаю, что депутаты вряд ли гордятся этим своим решением. Было бы хорошо, если бы такие решения принимались с учётом независимых социологических данных и пониманием социально-политических последствий «отмен».


Плюсануть
Поделиться

Loading...