Ольга Майорова

Ольга Майорова

декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ-Пермь

Неосязаемые факторы успеха: человеческий, культурный и социальный капитал

Поделиться

Пришла пора принятия решений о получении высшего образования. Пока одни старшеклассники задумываются о том, смогут ли они поступить в ВУЗ своей мечты, других волнует более отдалённое будущее. Они пытаются понять, есть ли у них необходимые качества для того, чтобы не просто поступить, но и успешно закончить учёбу в ВУЗе. Вопросы эти не тривиальны. Одно за другим социологические исследования показывают, что высшее образование даёт неоспоримые преимущества. Обладатели дипломов в среднем имеют более высокий доход и более успешные карьеры, у них лучше состояние здоровья, и они не только дольше живут, но и намного чаще довольны своей жизнью.

Что же делает высшее образование таким важным фактором жизненного успеха и почему несколько лет, проведённых в стенах университетов и академий, так положительно влияют на наши жизни? Учёные считают, что учёба в ВУЗе — это инвестиция в будущее человека. В универсистетских аудиториях студент наращивает свой капитал, который в будущем станет для них неиссякаемым источником ресурсов, обеспечивающих успех в любых жизненных обстоятельствах. Капитал этот не всегда осязаем и накапливается он в трёх формах, которые называют человеческий капитал, культурный капитал и социальный капитал.

Человеческий капитал — это все те знания и умения, которые студент получает во время учёбы. Именно за освоенные компетенции работодатели будут готовы платить работникам хорошие зарплаты, и именно освоенные компетенции позволят предпринимателям обходить на рынке своих конкурентов. Возможно это звучит банально, но успешному накоплению человеческого капитала в ВУЗе способствует успешное освоение школьного материала. Вузовское образование строится на предположении о том, что у студента уже есть базовое знание русского языка и математики. Там нет времени для повторения грамматики, правил пунктуации, арифметики или приёмов решения уравнений. В необходимости же этих знаний не приходится сомневаться. Гениальный, но неспособный связать двух слов в служебке программист вызывает насмешки коллег. Талантливый, но неспособный просчитать шансы на успех своего кандидата политолог быстро теряет доверие клиентов.

Успешное освоение компетенций в ВУЗе также зависит от навыков самостоятельной работы и способности критически относится к изучаемому материалу. У профессоров не всегда есть время для того, чтобы обсудить на лекциях все имеющиеся точки зрения, все детали и нюансы изучаемой сферы деятельности, необходимые и интересные каждому студенту в их аудитории. Поэтому всё чаще и всё больший объём материала студенты должны учиться находить, осваивать и критически оценивать самостоятельно. Это приближает процесс обучения к реальной жизни, где зачастую нет готовых ответов на все вопросы. Самостоятельность становится очень важной ещё в связи и с тем, что растущее количество дисциплин, которые должен изучить студент в рамках своей образовательной программы, он должен выбирать сам. При этом выбор дисциплин в конечном итоге определяет всю карьерную траекторию студента.

Культурный капитал — это ценностные установки, этические нормы, знание символов и языка определённых социальных групп, привычки и манеры. Основы культурного капитала закладываются в семье. В разных семьях дают разные ценности и разный опыт приобщения к культуре и общественной жизни. В семьях закладывается установка на то, что такое успешная карьера и стоит ли вообще стремиться к высшему образованию. ВУЗы увеличивают культурный капитал студентов, расширяя их культурный багаж и прививая им ценностные и поведенческие установки среднего класса, которые пользуются спросом у работодателей и открывают большие возможности для подъёма вверх по социальной лестнице.

Как показывают исследования, студенту намного легче в ВУЗе, если он приходит туда с желанием добиться всего своим трудом и своими талантам, с готовностью много читать и работать. Культурный капитал накапливается с большей скоростью, если студент понимает ценность усваиваемых знаний, умеет проявляет интерес к культуре и общественной жизни, открыт новым идеям и взглядам. Умение правильно расставлять приоритеты, например, выбирая подготовку к экзамену и время в библиотеке вместо весёлого развлечения и отдыха, а также самодисциплина являются залогом успешного обучения в ВУЗе. Это важно, потому что профессора избегают авторитарных методов воздействия, присущих школьным учителям, но последствия неправильного выбора приоритетов в ВУЗе намного более серьёзны, чем в школе, зачастую влияя на траекторию всей жизни человека.

От ценностных установок, культурных предпочтений и манер зачастую зависит то, кому мы нравимся и кто хочет с нами дружить. Общение и дружеские отношения в стенах высших учебных заведений закладывают основу социального капитала, который будет служить специалисту всю его профессиональную карьеру. Социальный капитал — это ресурсы (например, советы, ценная информация, рекомендации, возникшее доверие, финансы, контракты и т.п.), которые мы получаем от тех, кого мы знаем. В России всегда ценили дружеские связи, западные же исследователи открыли ценность личного круга общения для успеха в карьере и бизнесе лишь в последние 20-30 лет, научно подтвердив справедливость русской поговорки. Для того, чтобы студент за годы учёбы смог создать свой изначальный социальный капитал, ему необходимы навыки общения и уважение к мнению других. Умение вызывать доверие и искать взаимовыгодные решения возникающих проблем, способность прийти на помощь и умение соревноваться, соблюдая этические нормы и правила игры — всё это способствует росту социального капитала в студенческие годы, который продолжит расти как снежный ком с началом карьеры.

Высшие учебные заведения в России играют огромную роль в предоставлении возможностей для продвижения по социальной лестнице людям из различных слоёв общества. Российские ВУЗы — это «социальные лифты», которые работают на людей, стремящихся к лучшей жизни и рассчитывающих на себя. ВУЗы предоставляют возможность для создания и накопления человеческого, культурного и социального капитала даже в отсутствие финансового. Определённые таланты, способности и умения, приобретённые в школьные годы, облегчают тернистый путь студента на пути к диплому. Их отсутствие однако не ставит под сомнение саму возможность получения хорошего образования, а означает лишь то, что дорога к цели потребует от студента несколько больших усилий. В конечном счёте, самый главный фактор успеха в получении высшего образования и накоплении человеческого, культурного и социального капитала — это само желание учиться.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться