Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Людмила Максимова

корреспондент

«У нас есть месяц»

Краевые чиновники отсрочили решение бюджетного вопроса

Поделиться

На майской «пленарке» краевого Законодательного собрания депутатам и правительству неожиданно удалось избежать скандала вокруг главного финансового документа. Стороны сумели договориться о том, чтобы перенести рассмотрение изменений в бюджет на месяц и совместно поработать над ними. Такое решение, по мнению главы администрации губернатора Алексея Фролова, можно рассматривать как выход из кризиса во взаимоотношениях чиновников с депутатами. Впрочем, бурное обсуждение других злободневных вопросов в рамках майской повестки пока не позволяет говорить об этом с уверенностью.

ЗС

  Игорь Катаев

«Мы «съели» финансовую «подушку безопасности»

С предложением перенести рассмотрение «бюджетного» вопроса на июнь выступил председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов. Он сделал акцент на том, что со стороны депутатов прозвучало много претензий относительно предлагаемых изменений в бюджет и отсрочка «даст возможность провести дополнительные консультации». Тушнолобов отметил, что за это время «есть надежда получить поддержку федеральных властей», а также «возможность провести анализ налоговых льгот».

Это предложение премьера было поддержано депутатами почти единогласно: 46 депутатов проголосовали «за», один — против. После принятия решения лидер фракции «Единая Россия» Юрий Борисовец пояснил, чем обусловлено единодушное голосование парламентариев.

Юрий Борисовец, руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Пермского края:

— Мы находимся в непростой ситуации, она связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, бюджет у нас носит программный характер, что для нас новация. Соответственно, чтобы его менять, нам надо вносить изменения в госпрограммы, чего мы ещё не делали, это требует определённого времени.

И второе — впервые Пермский край сталкивается с ситуацией, когда мы не делим профицит, а вынуждены сокращать бюджет. Денег у нас объективно становится меньше. Соответственно мы должны найти внутренние источники для того, чтобы соблюсти наши социальные обязательства, но тем не менее ряд статей бюджета пострадает. Сегодня у нас есть одна позиция с правительством, мы считаем, что она единственно верная. У нас есть месяц для совместной работы.

Вслед за Борисовцом с политическим заявлением выступил и Алексей Фролов.

Алексей Фролов, руководитель администрации губернатора Пермского края:

— Я бы хотел обратить внимание на то, что на сегодняшний день для меня как руководителя администрации было чётко понятно, что меняются наши приоритеты и наши взаимоотношения с Законодательным собранием. Я предлагаю исключить из нашего оборота тему кризиса взаимоотношений.

Во время подготовки к этому пленарному заседанию мы провели огромное количество консультаций. На сегодняшний день мы прислушиваемся к мнению депутатов.

То, что провести планирующиеся поправки в бюджет правительству будет сложно, стало понятно после заседаний парламентских комитетов, которые не смогли принять никакого решения по этому вопросу: голосов не хватило ни для того, чтобы принять, ни для того, чтобы отклонить законопроект. Такая же ситуация сложилась и на заседании фракции «Единая Россия». Связано это с тем, что дефицит бюджета стал максимальным — 15%.

Как пояснила министр финансов Пермского края Ольга Антипина, предлагаемые изменения обусловлены корректировкой прогноза поступления доходов бюджета. Их планировалось уменьшить в сумме 1,2 млрд руб., а расходы при этом увеличить на 345 млн руб.

Доходы краевой казны уменьшаются в связи со снижением поступлений по акцизам: на пиво (на 1,6 млрд руб. вследствие прекращения работы ОАО «САН ИнБев» в Перми) и на нефтепродукты (на 185 млн руб. в связи с неисполнением плана первого квартала 2014 года).

Депутаты жёстко раскритиковали представленный правительством законопроект. В частности, на бюджетном комитете Дмитрий Скриванов заявил, что «от инновационной экономики мы переходим в режим выживания».

Дмитрий Скриванов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Мы находимся на пределе дефицита, что не даёт нам свободы манёвра. В прошлом году мы «съели» финансовую «подушку безопасности», и все риски, о которых правительство предупреждали ранее, вылезли наружу. Сейчас правительство пытается легализовать эти риски внесением изменений в бюджет.

Впрочем, и депутаты, и члены правительства признаются, что за месяц им будет сложно откорректировать бюджет и внести необходимые изменения в госпрограммы, чтобы в июне принять этот документ сразу в двух чтениях.

«В августе мы будем слёзы проливать»

Чиновники попытались перенести на июнь и ещё один болезненный для исполнительной власти вопрос, касающийся мер, принимаемых правительст­вом для организации капитального ремонта в многоквартирных домах.

Вице-премьер краевого правительст­ва Алексей Чибисов такое предложение обосновал тем, что планируется представить развёрнутый доклад по этой теме в августе. Однако против исключения вопроса из повестки выступили сразу несколько депутатов. В частности, Олег Жданов заявил, что в августе обсуждать эту тему будет «уже поздно». Он обратил внимание, что жители домов не знают, в какие сроки и что они должны сделать.

Олег Жданов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— В августе мы будем слёзы проливать, говорить, что лето прошло и ничего не сделано. Уклониться от такого вопроса категорически нельзя. Надо с трибуны рассказать, до какого числа какие надо сделать действия. Надо называть конкретные даты.

В итоге с докладом по этому вопросу на майской «пленарке» всё-таки выступил министр строительства и ЖКХ Пермского края Дмитрий Бородулин.

Решение о способе финансирования фонда собственники должны принять до 28 августа. Платёжные квитанции придут в дома края до 10 октября. Минимальный размер взносов за капремонт в 2014 году составит 6 руб. 60 коп. на 1 кв. м, в 2015-м — 7 руб., в 2016-м — 7 руб. 43 коп.

После доклада министра депутат Дарья Эйсфельд заметила, что «если взнос будет составлять 6 руб. 60 коп., даже при условии, что все жители будут регулярно вносить плату, средств на полноценный ремонт не хватит». По её расчётам, жители пятиэтажки за 30 лет накопят всего 12 млн руб.

Дмитрий Бородулин:

— Со стороны государства есть только одно понуждение — это взнос обязательного минимального платежа. Но граждане могут вносить больше. Сейчас ремонт дома мы отдаём в руки собственникам. И они сами будут принимать решение, что им надо отремонтировать и хватит ли им на это средств. Разработанная система с минимальным платежом оптимальна. Она поможет краю войти в программу ремонта и ликвидировать накопленный колоссальный «недоремонт».

Больше всего депутатов интересовали методики расчётов. Так, Владимир Корсун задался вопросом о том, как правительство определяло износ домов. Сам Бородулин отметил, что «вопрос задан правильный, не в бровь, а в глаз».

«Где могли — брали данные технологической экспертизы. А по тем домам, где технических мероприятий проведено не было, мы были вынуждены взять степень износа из сравнения года постройки дома и его последнего ремонта», — пояснил Бородулин.

«Как возможно было сформировать региональную программу капремонта, если у вас отсутствует порядок определения состояния домов?» — возмутилась Лилия Ширяева и пообещала обязательно сделать письменный запрос по этим расчётам.

Также Ширяеву удивило, «каким чудесным образом взнос в 6 руб. 60 коп. совпал с цифрой, которая называлась в начале работы над законом о капремонте, когда ещё не было никаких расчётов».

А Илья Шулькин задал вопрос, «навеянный обращениями избирателей»: «Каким образом рассчитывали сроки включения домов в программу ремонта?»

В ответ Дмитрий Бородулин заметил, что вопросы эти «непростые, требующие сложных аналитических расчётов», и пообещал всё уточнить в развёрнутом докладе.

«Если документ плохой, мы не обязаны его принимать»

Алексей Чибисов не удержался от попытки отложить разговор и о корректировке перечня объектов капитального строительства общественной инфраструктуры Пермского края.

Он отметил, что перечень можно будет доработать параллельно с бюджетом. Однако это предложение также получило жёсткий отпор со стороны депутатов. В частности, председатель комитета по бюджету Елена Зырянова напомнила, что перечень объектов является подпрограммным актом и должен быть отредактирован до начала работы над главным финансовым документом.

Елена Зырянова, председатель комитета Законодательного собрания Пермского края по бюджету:

— Надо формировать бюджет, когда мы определились со своими целями, задачами, конечными показателями. Даже законодательно не предусматривается делать это параллельно с бюджетом. Но у нас ничего сегодня не говорится про цели, мы перечень просто равняем с финансовыми ресурсами. Это устаревший подход.

В итоге вопрос остался в повестке и Дмитрий Бородулин выступил перед депутатами с докладом о планируемых изменениях. Он сообщил, что краевое правительство намерено уменьшить объём бюджетных инвестиций на 2014—2016 годы на 1,5 млрд руб. (8,31%).

Чиновник отметил, что планируется внести изменения в отношении 53 объектов, включённых в перечень капитального строительства общественной инфраструктуры Пермского края. Вместе с тем, по его словам, перечень предлагается дополнить 12 новыми объектами, в том числе восемью, ввод в эксплуатацию которых планировался в 2013 году. Среди них — реконструкция национального Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького в Кудымкаре, крытый ледовый каток в Краснокамске, межмуниципальный водовод от Перми до Краснокамска, реконструкция автомобильных дорог Пермь — Березники и Кунгур — Соликамск и другое.

Бородулин также отметил, что предлагается сократить объёмы бюджетных инвестиций на строительство новой сцены Пермского театра оперы и балета на 263 млн руб.

«Мы предполагаем, что оптимизация средств не повлечёт изменение сроков строительства данного объекта. Тендерные процедуры планируем провести в 2014 году, но без авансирования, как предполагали раньше», — пояснил министр.

Расходы на строительство автодорожных объектов в 2014 году сокращаются на 469 млн руб., сообщил Бородулин.

Против этих изменений выступили депутаты Лилия Ширяева, Дарья Эйсфельд и Илья Шулькин, предложившие не принять его в первом чтении, а отправить на доработку.

«Было бы понятно, если бы из перечня исключались очевидно неподготовленные объекты, но предлагется сократить по объектам с самой высокой степенью готовности. Например, по теат­ру оперы и балета. В то же время остаются деньги на объекты, например, зоопарк, до реализации которых мы в этом году точно не дойдём», — отметила Ширяева.

Шулькин же зачитал коллегам определение слову «холивар», указывая на то, что правительство не слышит депутатов, из раза в раз повторяющих одни и те же претензии к подходам правительства в работе с данным перечнем.

По итогам дискуссии председатель парламента Валерий Сухих заявил, что «не принимать законопроект в первом чтении — это не работа депутата, а не работать, получая деньги налогоплательщиков, нельзя». Депутаты же восприняли это как давление, заявив, что если документ плохой и неподготовленный, то они не обязаны его принимать. Тем не менее с перевесом в один голос решение было принято.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться