Алексей Чернов

Алексей Чернов

генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал»

«Индульгенция» на невыполнение

Поделиться

Предупреждения о том, что краевой бюджет Пермского края свёрстан с большими рисками и непродуманно, звучали ещё в начале прошлого года, когда он впервые был вынесен на рассмотрение. Но, несмотря на эти опасности, бюджет был утверждён, хотя лично для меня было очевидным то, что он не будет исполнен. И теперь случилось ровно то, что должно было случиться.

В сложившейся ситуации секвестр бюджета — это единст­венный возможный путь. Учитывая, что дефицит находится у верхней планки около 15%, а доходная часть уменьшилась, велик риск выйти за пределы максимальной границы.

Ситуацию, сложившуюся в Пермском крае, нельзя назвать уникальной. Бюджеты многих регионов по всей России буквально трещат по швам. Это следствие системной проблемы, выражающейся в отсутствии баланса между расходными обязательствами и доходами разных уровней бюджетов.

За последние 10 лет выстроилась система по выкачиванию средств из регионов. И «майские» (2012 года) указы Путина, абсолютно несбалансированные даже на уровне федерального бюджета, только усугубили ситуацию. Поэтому сейчас единственное, что можно сделать на уровне субъекта, — это внести незначительные косметические изменения. И здесь губернатор встаёт перед выбором: либо, как оловянный солдатик, встать по стойке смирно и, сказав «Есть!», начать не только претворять в жизнь весь абсурд, который спускается сверху, но и усугублять ситуацию, что, на мой взгляд, и происходит у нас в крае. Или же, хотя бы на уровне региона, привнести некую системность в бюджетное планирование исходя из специфики региона и ключевых целей.

Например, в предложенном правительством варианте поправок в бюджет предлагалось уменьшить расходы на здравоохранение на 552 млн руб., на социальную поддержку семей и детей — на 178 млн руб. Но вместе с этим была предоставлена льгота для «Газпрома», которая даже больше, чем предлагаемый объём секвестра этих двух статей. Была уменьшена сумма на развитие сети автодорог (на 380 млн руб.), но вместе с этим в прошлом году вдруг «всплыл» миллиардный проект реконструкции дороги в аэропорт, актуальность которого точно не на первом месте.

Всё это — проявление отсутствия чётких целей по развитию региона. От этого — неясность в приоритетах деятельности.

При желании объять необъятное в условиях ограниченности ресурсов в бюджет сразу закладывается «индульгенция» на его невыполнение. Это всегда можно списать на недофинансирование и срыв сроков. Лучше реализовать один проект качественно и в срок, чем запланировать 10, при этом бесконечно их обсуждать, согласовывать и ни один не сделать.

Ещё одна проблема, на мой взгляд, заключается в отсутствии чёткой границы между зонами ответственности разных уровней государственной власти. В существующей на сегодня вертикали, по сути, уровень субъекта вообще можно считать лишним, поскольку все установки спускаются сверху. На уровне субъекта не формируется своя самостоятельная политическая и экономическая повестка.

Если представить такую ситуацию, что каким-то образом со своих мест испарились Законодательное собрание, губернатор и все его замы, а остался только министр финансов, то в течение года 90% жителей края этого не заметят. Министерство в спокойном режиме продолжит исполнять свои обязательства по финансированию текущих расходов на уровне утверждённых нормативов, а значит, школы и больницы продолжат работать в том же режиме.

Отсутствие чёткого разграничения можно заметить и на уровне краевого центра. Де-юре у нас есть разделение муниципального и регионального бюджетов, по факту же всё перемешано. Особенно явно это можно увидеть на крупных проектах вроде строительства зоопарка, галереи, реконструкции театра оперы и балета. Совершенно непонятно, в чьей компетенции находятся эти проекты — либо города, либо края. В принципе, может быть выбран любой вариант, но нужна определённость. В противном случае пропадает стройность бюджетного планирования. И невозможно понять, кто отвечает за результат, какие источники доходов должны быть на каждом из уровней, чтобы обеспечить реализацию этих проектов.

На мой взгляд, ключевой задачей краевых властей на сегодня является разработка идеологии взаимодействия с муниципальным уровнем управления, работа по сбалансированности муниципальных бюджетов и определению зон ответственности каждого уровня власти.

Пермский край — это не только зоопарк и «Белые ночи».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться