Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Университеты должны стать центрами притяжения для бизнеса»

Представители пермского ИТ-кластера признались в нехватке специалистов

Поделиться

Центр развития информационных технологий «Пермский ИТ-кластер» организовал «круглый стол» на тему «Кадровые проблемы ИТ-отрасли в Пермском крае. Пути их решения». Мероприятие прошло в формате живой дискуссии. В обсуждении приняли участие эксперты, представители вузов, Министерства образования и науки Пермского края, общественных организаций и пермских ИТ-компаний.

В первую очередь участники разговора сосредоточились на задачах создания и развития бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков как единой экосистемы, объединяющей образование, науку, бизнес и инвестиционные институты. Они отметили, что пока работа технопарков и бизнес-инкубаторов в регионе ещё не вышла на требуемый уровень. Однако благодаря объединению пермских ИТ-предприятий на базе НП «Пермский ИТ-кластер» и координации усилий с профильными министерствами и учебными заведениями региона, их возможности значительно увеличиваются.

Вузы представили информацию о своём потенциале и возможностях. Были предметно обсуждены варианты генерации задач для бизнес-сообщества.

Антон Петроченков, заведующий кафедрой «Микропроцессорные средства автоматизации» Пермского национального исследовательского политехнического университета:

— Университеты должны стать цент­рами притяжения для бизнеса, центрами генерации и развития инновационного потенциала региона. ИТ-кластер в конструкции, предложенной инициативной группой во главе с Алексеем Заболотных, является удачным вариантом сотрудничества с университетами, так как бизнес-сообщество выступает в роли консолидированного партнёра в лице кластера. Очевидно, что ни одна компания ничего нового без вуза не сможет сделать и именно в плотном сотрудничестве мы можем выполнить на самом деле значимые проекты.

Алексей Заболотных, председатель правления НП «Центр развития информационных технологий «Пермский ИТ-кластер»:

— Безусловно, при сотрудничестве ИТ-кластера и университетов стороны обеспечат друг друга встречным потоком задач и инноваций, при этом также взаимно их решат наилучшим образом. Важно отметить, что российские продукты при равном качестве получаются выгоднее иностранных по цене. При этом разница в цене сопоставима с курсом валют, то есть при всех равных условиях разница в цене российского и американского продуктов отличается в 36 раз только из-за курса доллара США. При этом у нас есть отличная возможность обеспечить конт­рактами с высоким инновационным и коммерческим потенциалом членов некоммерческого партнёрства.

Участники мероприятия обсудили сценарии развития системы образования, сочетающие аудиторное образование с практикой на ИТ-предприятиях региона. Такой подход, по их мнению, обеспечит молодых людей реальными знаниями и навыками в профессии, и, самое главное, позволит им гарантированно трудоустроиться сразу после выпуска, чтобы эффективно решать задачи на производстве.

Эксперты сошлись во мнении, что необходимо обеспечить полноценное и полное обучение студентов с исключением неприятной практики отчисления из учебного заведения с незаконченным образованием.

«Допуская или поощряя трудоустройство молодых людей с незавершённым образованием, мы, предприниматели, лишаем себя научного и производственного потенциала в долгосрочной перспективе. Мы как работодатели должны осознавать, что молодёжь, обладающая высоким научным потенциалом, должна заниматься наукой в вузе, а на предприятиях лучше работать полноценно обученным специалистам. В свою очередь, для использования научного потенциала предприниматели должны выстраивать систему сотрудничества с вузами через ИТ-кластер, что обеспечит мотивацию молодых учёных, работая в вузе, решать интересные прикладные и научные задачи и для учебного заведения, и для предприятий-резидентов кластера», — констатировали представители реального сектора.

Начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки Илья Бочаров отметил важность профессиональной ориентации школьников. «Главным результатом школы наряду с ЕГЭ должен стать осознанный профессиональный выбор выпускника, где он хочет работать, и уже на основании этого выбора определять, куда дальше идти учиться. Мы готовы адаптировать программы обучения под реальные потребности предприятий как по наполнению программы, так и по количеству учащихся в группах», — сообщил чиновник.

Представители университетов поделились практиками сотрудничества с предприятиями. Ключевым фактором успеха этого сотрудничества является совместное решение задач и формирование чётко выраженных потребностей бизнеса в специалистах. Обсудили также и сценарии формирования контрольных цифр потребности регионального ИТ-бизнеса в кадрах (заказ бизнеса для системы образования).

Речь шла и о сценариях дополнительного образования, в частности, об онлайн-курсах. Пермские университеты осознают эффективность этой модели и готовы её развивать. Предприятия, в свою очередь, заинтересованы в такой модели образования, так как этот метод даёт быстрые и хорошие результаты в обучении. Сотрудник практически без отрыва от производства имеет возможность повысить свою квалификацию и получить документ, подтверждающий его компетентность.

Итоговой темой мероприятия стало обсуждение спектра проблем взаимоотношений работодателей и работников, особенно в среде малого и среднего бизнеса. В частности, предприниматели говорили о сложностях, возникающих в связи с отсутствием в законодательстве норм, эффективно регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, особенно аспектов, связанных с морально-этическими принципами и добросовестностью.

В ходе обсуждения были согласованы ключевые модели добросовестного поведения сторон трудовых отношений и подписан Меморандум об объединении усилий предприятий ИТ-отрасли Пермского края в решении кадровых проблем отрасли. С его текстом можно ознакомиться на сайте www.it-perm.pro.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться