Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

«Умная» футболка ищет «умные» деньги

В число победителей пермского этапа road-show Russian Startup Tour компания «Сенсомед» не вошла, но потенциальных инвесторов, тем не менее, заинтересовала

Поделиться

Андрей Верещагин, лидер и конструктор-разработчик проекта Sensomed, в 2011 году получил грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Старт» в размере 1 млн руб. Сегодня его идея обрела вполне материальные формы: создан прототип специальной футболки с датчиками дыхания и физической активности человека, которая информирует о состоянии здоровья её владельца. «О здоровье люди заботятся в любой ситуации — когда в жизни всё хорошо и когда всё плохо. Это фундаментальный уровень, на котором имеет смысл сосредоточить усилия», — так поясняет автор идеи выбор рыночной ниши.

Суть разработки такова: удобная тканевая футболка представляет собой сonsumer — прибор с микропроцессором, датчиками дыхания и физической активности (футболка измеряет частоту дыхания, выявляет апноэ, аритмию дыхания). Данные измерений поступают либо в базовую станцию, либо на мобильный телефон, где находится минимальный комплекс программного обеспечения.

Если у человека проблемы с дыханием, система подаёт тревожный сигнал (будит его), но только в том случае, если задержка большая — свыше 20 секунд. Сигнал идёт по нарастающей. В сложных случаях включаются все способы сигнализации — световая, звуковая, вибрационная.

В случае тяжелых нарушений сигнал с помощью sms-сообщения может передаваться родственникам больного или медицинскому персоналу, а также поступать в МЧС.

Как пояснил автор проекта, потенциальные потребители высокотехнологичного продукта — стационары, клиники, страховые компании, а также обычные люди, у которых есть проблемы с дыханием.

По статистике, дыхательной недостаточностью страдает до трети взрослого населения в мире. Эти люди не высыпаются по ночам, утром долго не могут «проснуться» и включиться в работу.

Но опасней всего нарушения дыхания у детей в возрасте до года, которые от остановки дыхания могут умереть во сне. Это так называемый «синдром внезапной детской смерти».

У проекта две важные составляющие, подчёркивает Андрей Верещагин. С одной стороны, существует глобальная гуманитарная цель — принести здоровье людям, спасти как можно больше человеческих жизней. С другой — это достойное коммерческое направление, непосредственно связанное с бизнесом, поскольку здоровье — базовая потребность, за которую люди готовы платить. При этом качество продукта оценивается непосредственно потребителями.

Аналоги и конкуренты у этого проекта существуют только за рубежом. Команда разработчиков утверждает, что у продукции компании «Сенсомед» есть целый ряд преимуществ.

Прежде всего футболка удобная (не облегающая), в неё не вмонтировано никаких датчиков, проводов, электроники в виде приборов, поэтому владельцу гарантирован спокойный сон. Базовая станция предназначена для пожилых людей, она очень проста в употреблении, на ней только одна кнопка — «тревожная». Мобильный телефон в качестве приёмника сигнала с его возможностями предназначен для более молодого поколения.

Использование футболки не привязано к конкретному месту. Кроме того, она одинаково хорошо функционирует и на полных людях, и на худых, и на детях разных возрастов.

Существенный плюс системы в том, полагает автор изобретения, что «начинять» её дополнительными функциями можно и дальше, чтобы обеспечить представление о целом спектре отклонений физического состояния здоровья человека.

Данные с базовой станции уходят на сервер компании, поэтому каждый клиент через интернет в своём личном кабинете сможет получить предварительный полуавтоматический электронный диагноз, с которым уже можно пойти к лечащему врачу. Причём, как утверждают специалисты «Сенсомеда», предварительный диагноз может помочь ранней диагностике нарастающей болезни, серьёзные последствия которой могут настигнуть человека через несколько лет.

Таким образом, есть возможность выйти на сотрудничество с медициной через «виртуальный кабинет». Именно здесь, по мнению Андрея Верещагина, наступает дополнительная монетизация.

«Мало того что мы продаём футболку и базовую станцию, программное обеспечение для iPhone, Android, Symbian Winmobile BB, но и зарабатываем на обработке полученной информации, получая деньги за роботизированную аналитику. Стоимость такого сервиса, по предварительным расчётам, может составить $50—60 в год», — поясняет разработчик путь выхода на коммерческую составляющую проекта.

В то же время «сырые» данные компания планирует предоставлять бесплатно, а также обеспечивать бесплатно хранение информации до трёх месяцев. «Но если человек желает большего, он получит дополнительный сервис уже на коммерческой основе», — поясняет Верещагин.

Компания вновь рассчитывает на поддержку фонда, и будет подавать заявку на второй этап участия в программе «Старт».

Андрей Верещагин, автор разработки:

— Мы полностью подготовились ко второму году взаимодействия с фондом.

У нас сформирована профессиональная команда. Ребята пришли в команду, потому что им нравится проект, они видят в нём потенциал, и это очень важно.

Пермские медики рады нашей разработке и готовы взять опытную партию на тестирование. Особенно ждут опытные образцы педиатры. Сегодня для постановки диагноза на ребёнка в возрасте до года врачи вынуждены надевать шлем, опутывать его множеством проводов, приклеивая на скотч датчики, а потом сидеть рядом с ним всю ночь, чтобы он во сне не запутался и не задохнулся. Футболка решает эти проблемы.

Команде сегодня нужны не просто деньги, а «умные деньги» и бизнес-ангелы, которые имеют связи, опыт вывода продуктов на зарубежные рынки. Кроме того, в процессе работы над идеей сформировалось новое видение перспектив её развития.

Андрей Верещагин:

— В нашем проекте, как и в любом другом, важно понимать конечную точку движения, и каково время жизни решений, разработанных на данный момент. В настоящее время становится очень актуальной проблема больших данных. Данные, хранящиеся на серверах без должной обработки и структурирования, представляют собой сырой материал, который отрабатывает себя далеко не на 100%.

Столкнуться с подобной проблемой может и проект Sensomed, поскольку на футболке располагается несколько датчиков, которые 25 раз в секунду снимают показания здоровья человека.

Очевидно, что после активизации продаж должна появиться компания по структурированию обезличенных данных поль­зователя для предоставления их медицинским центрам, больницам, фармацевтическим компаниям, органам влас­ти и предприятиям с большим штатом сотрудников.

На этапе, когда объёмы продаж футболок будут исчисляться тысячами, проект сконцентрируется на аналитической обработке данных и их структурировании. Такой подход также связан с неизбежным возникновением копий футболок от других производителей, появлением конкурентных продуктов, которые будут нуждаться в аналитической обработке и структурировании.

По сути, футболка с контроллером — это лишь фундамент для создания большого облачного бизнеса по аналитической обработке и структурированию данных, полученных с медицинских устройств, «умной одежды», гаджетов, направленных на снятие различных показателей здо­ровья человека.

В компании полагают, что разработка будет ориентирована в большей степени на рынок США, Европы, где люди значительно больше привыкли заботиться о своём здоровье, и подобные товары там имеют большой спрос. «Кроме того, Россия — это всего лишь 3% мирового рынка», — конкретизирует свои бизнес-задачи коллектив разработчиков.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться